И тем не менее, нельзя отрицать ее значения: художник впервые делает попытку дать в живописной сюите всестороннее освещение своей темы, показать различные стороны существования рабочего: здесь и беспросветная нужда («Бедность»), и попытки борьбы и восстаний («Забастовщики», «Восстание»), здесь тяжелый труд рабочего, полный трагических инцидентов («Раненый», «Смерть» и др.).
Выпущенная Мазерелем в 1933 году книга «Столица» (66 рисунков) интересна своим резко сатирическим уклоном, заостренным благодаря введению текста, каждый рисунок сопровождается текстом, его поддерживающим и обостряющим, книга построена таким образом, что каждый ее разворот дает противопоставление двух контрастных рисунков, заставляющих читателя острее воспринять мысль автора. Мазерель разоблачает капиталистическую цивилизацию, жажду наживы, презрение к человеку, прочно царящие лицемерие, пошлость.
Работы 1935 года - в живописи, рисунке, гравюре - нельзя рассматривать как какое-то «завершение» художественной карьеры Мазереля, как заключительную главу его развития. Совсем не так! Художник полон сил, он в периоде роста, углубления таланта, его последние работы явно переходного характера - это звенья в цепи, за которыми последуют многие другие. Мы не можем сомневаться в том, что талант Мазереля найдет еще иные все более глубокие формы выражения чувств и идей, волнующих художника.
<<< Место художника - в первых рядах
Борьба в рядах художников революции - ценна >>>
<<<Оглавление>>>