Мотивы обоих «романов»

Мотивы обоих «романов» в известной мере перекликаются; там «Идея», выпущенная на волю ее создателем, ее странствия, ее конфликты с действительностью, не приемлющей ее сияющей наготы; здесь «Творчество» - гигант, созданный человеком, оживающий, выходящий из-под власти своего творца, сметающий в своем стихийном движении все препятствия на пути, рушащий горы, волнующий океан, вздымающий бури, сталкивающий в схватке бога и дьявола, под конец уходящий в космические миры. Однако «Творчество» лишено того социального акцента, который присутствовал в «Идее», его содержание исчерпывается грандиозной символикой образа, фантастикой положений. Сюжетная канва - противопоставление фигуры ожившего гиганта людям, их сооружениям, их силам, позволила художнику создать ряд исключительных по своей напряженности и необычности композиций, дать новый вариант старой темы Гулливера в стране лилипутов.

Прошло четыре года после выхода в свет сюиты «Творчество», прежде чем появилась новая сюита «Сирена» (28 гравюр на дереве, 1932). Этот перерыв был заполнен усиленной работой художника в области живописи. Условный мир гравюры как бы перестает удовлетворять Мазереля. Он, ставший неоспоримым мастером в области гравюры на дереве, создавший свой ярко самобытный стиль, приобретший прочную европейскую известность, все сильнее чувствует себя скованным, ограниченным формально-техническим языком гравюры, стремится к интерпретации действительности новыми, более богатыми средствами. Он стремится к живописи; мы видели, что в 1920-1924 годах Мазерель занимался живописью; с 1926 года начинается новая полоса увлечения этим искусством.


<<< 60 гравюр на дереве…

Одинокие запоздавшие прохожие >>>

<<<Оглавление>>>