Похороны, одиночество. Наш герой бежит прочь от города, от объявшей его тоски; путешествие должно излечить его. В превосходных листах, смело и сочно набросанных, развертывает перед нами Мазерель разнообразие и богатство открывающегося перед ним мира. Мы видим героя повести одиноко сидящим над обрывом или подымающимся в гору среди северного ландшафта; он пересекает горные потоки по висящим в воздухе мостам; любуется величественными статуями на фоне античного пейзажа; приветствует погружающееся в волны моря солнце, собирает раковины на берегу, плавает, купается и, лежа, запрокинувшись в лодке, отдается обаянию морского ветра и солнца; океанский пароход уносит его в иные миры. Экзотические пейзажи Африки: негры, верблюды, пустыня, тропическая растительность, медленное течение рек, степи, улицы африканских колоний, варварские сцены колониальной эксплуатации. Снова пароход, снова большой город. Но несчастья, путешествия закалили дух нашего героя; он возвращается к европейской цивилизации как ее критик и судья. Мещане, обыватели в его глазах жалки и смешны, и он не скупится на выражения своего презрения. Своими поступками он возбуждает против себя толпу самодовольной буржуазии. Он нарушает обычаи, правила приличия, глумится над религией и законом. Его издевка не щадит репутацию «великих» людей, с предельной дерзостью он выявляет свое презрение к современникам. Негодующая толпа с воем и криками преследует его, насмешливого, легко убегающего. Город остается где-то далеко позади. Снова одиночество.
<<< Рассказ о взятой на воспитание девочке
Сложившийся художник произведения >>>
<<<Оглавление>>>