Его верная память сохраняет ему все подробности любимых им монмартрских улиц с необычайной ясностью. Часто картина, написанная ночью в комнате отеля, за бутылкой вина, при свете свечи, принадлежит к лучшему, что им создано: с такой галлюцинирующей четкостью встают перед его воспаленным взором знакомые образы Парижа.
Морису Утрилло сейчас 42 года; его творчество весьма обильно и в достаточной степени неровно. От пейзажей, поражающих неумолимой ясностью конструкции, блеском радостных красок, силою выражения, пластичностью, мы можем опуститься до ряда очень смутных работ, порожденных, очевидно, затуманенным разумом. Среди его картин, которые нужно исчислять не сотнями, а тысячами, есть много слабых работ; быть может, еще чаще попадаются подделки.
Живописную эволюцию Утрилло можно разбить на несколько стадий; наиболее ранние работы 1903-1910 годов обычно называют «импрессионистическими»; некоторая мягкость и дробность мазка, весьма, однако, недостаточно оправдывает такое наименование. Краски в этой группе работ большею частью темны, но останавливают благородством общего тона; поражает единство видения, какая-то печать подлинности, являющаяся с ранних пор характерной чертой дарования художника.
Группу дальнейших произведений-1910-1914 годов - называют обычно «белой эпохой», хотя монохромия этих работ строится скорее на серой гамме, чем на белой. К белому, серому и черному Утрилло скупо прибавляет темно-зеленые, охристые, коричнево-красные, ржавые, сизо-синие тона. Изысканная красота нюансов, простота и мощность видения, богатство красочной материи (краска положена широко и густо) - в глазах многих делают этот период творчества Утрилло наиболее ценимым.
<<< Своеобразная известность на Монмартре
<<<Оглавление>>>