Пример перевоплощения

Несмотря на известную монохромность - все выдержано у Ван-Гога в серо-зеленой гамме, переходящей сверху справа в ржавчину стен,- картина не носит на себе следов графического происхождения. В игре цветовых оттенков, мощи бурных мазков сказался весь его живописный темперамент: «кисти движутся в моих пальцах так же быстро, как смычок по скрипке...».

Поразительно, при той близости, с которой живописец следовал за графиком, до какой степени вся картина проникнута напряженностью чисто ван-гоговского ощущения. Легкие изменения характеристик, рисунка одежд, особая плотность лепки придают «Кругу заключенных» типичные ван-го-говские черты. Нервные удары кисти творят форму и вносят то богатство пластического содержания, воплотить которое был бессилен вялый резец гравера.

Картина являет собою пример перевоплощения, претворения более сильным темпераментом заимствованных черт; все получает высший и напряженный смысл, пронизывается единством творческой воли. Когда в феврале 1890 года Ван-Гог копировал «Острог» Доре (художник сообщает об этом в письме от 12 февраля), все, что было лишь намечено равнодушной рукой гравера, затрепетало под его кистью подлинной и глубокой жизнью. Тюремная сцена Доре стала «Кругом заключенных» Ван-Гога, типичным, неотъемлемым звеном в творчестве художника.


<<< Равнодушно следящие за зрелищем

Интенсивность красок природы Овера >>>

<<<Оглавление>>>