В своей ранней книге о Родене Юдит Кладель рассказывала: «Роден рисовал... глаза художника не отрывались от линии тела и ни разу не обращались к бумаге; но его рука, уверенная и легкая, чертила линии, как бы получая воздействие непосредственно от объекта, не имея другого водителя, как мозг.
Эта рука видела: в три, максимум в четыре минуты контур и несколько характерных акцентов были схвачены, и были почувствованы форма, движения, теплота жизни.
Рисунок Родена падал на пол, другой скользил на его колени, и медленное движение карандаша, полное упоения, возобновлялось без задержки».
Контурная линия - основная носительница выражения в этих рисунках; она обобщена, но никогда не схематизирована, суммарна и вместе с тем экспрессивна. Она живет, отзывается на воспринимаемые глазом детали. Она рождается почти бессознательным движением рук, колеблющейся, как игла граммофона от звука, от восприятия тех или других изменений видимой формы. Способ выполнения этих рисунков достаточно объясняет их особенности, те не удовлетворяющие зрителя несоответствия, деформации, несогласованности частей, которые порою соседствуют рядом с удивительно тонко прочувствованными кусками.
Близкую группу составляют рисунки, где художник несколько дольше работал над листом; его карандаш, легко касаясь бумаги, обошел здесь контур по нескольку раз. Легким прикосновением растушевки художник создает представление об объеме, об округлости формы.
«Мои рисунки - результат моей скульптуры» >>>
<<<Оглавление>>>