Клод Моне, несомненно, играл роль «лидера»

Но несправедливо было бы представлять Моне рабом определенной системы, его искусство родилось из его ощущения мира, оно переживается им как почти естественное и необходимое. «Формулу» создали уже друзья-литераторы, признаемся, она не всегда покрывает творчество художника. И иногда полезно, забывая о «принципах импрессионизма», отдаться непосредственно тем богатым волнам счастливых ощущений, что льются из созданий Клода Моне.

В группе импрессионистов Клод Моне, несомненно, играл роль «лидера». Сислей, Гильемен, Писсарро находились под обаянием его искусства, нельзя отрицать влияния, оказанного Клодом Моне в известную пору на Ренуара, сам Эдуард Мане испытал силу воздействия младшего товарища. Решимость, упорство в работе, смелость в постановке проблем, характер, открытый и мужественный, готовность всегда помочь, выступить на защиту- вот черты личного обаяния художника. Вспомним непримиримость Клода Моне в отстаивании своих убеждений. Вспомним его отказ от каких-либо официальных наград и отличий, его борьбу за принятие завещания Кайбота, за перенос «Олимпии» Эдуарда Мане в Лувр, и оценим в нем не только художника, но и человека.


<<< Клод Моне пережил свое искусство

Рисунки Родена >>>

<<<Оглавление>>>