Герои его же картины «Зимний взят» (1954) также простые люди, представители трудового народа, ставшего вершителем своей судьбы. Цикл картин Серова, созданных к сорокалетию Советской власти («Ждут сигнала», «Перед штурмом», «Ленин в Смольном», «Декрет о мире», «Декрет о земле»), развивает тему победы Октября, его великих завоеваний. В. А. Серов последовательно разрабатывает историко-революционную тему. Он выбирает важнейшие моменты борьбы народа за Советскую власть, умея ясно и доходчиво рассказать о том или другом событии, охарактеризовать его политическое значение.
Волевые качества, непоколебимая духовная сила и светлый ум юноши Ленина выражены в картине В. М. Орешникова «В. И. Ленин на экзамене в университете» (1947). В контрастном сопоставлении образов раскрывается правота и моральное превосходство Ленина, стоящего перед своими идейными противниками — служителями буржуазной науки.
Правдиво передает эпоху первых лет Советской власти картина Б. В. Иогансона «Выступление Ленина на III съезде комсомола» (1950), написанная художником совместно с группой молодых живописцев (В. В. Соколовым, Д. К. Тегиным, Н. П. Файдыш-Крандиевской и Н. Н. Че-баковым). Убедительно найдена художниками фигура вождя, изображенная в живом повороте, с характерным жестом руки. Выразительна голова Ленина, его вдохновенное лицо трибуна и мыслителя. Живо обрисованы образы молодежи.
Большой вклад в развитие послевоенной живописи внесли художники, работающие над произведениями бытового жанра. В своих картинах они стремятся углубленнее, чем в предыдущие годы, передать сложность человеческих взаимоотношений, дать моральную оценку изображаемым героям. Бытовая живопись в послевоенном советском искусстве поднимается на новую ступень, более чутко выражая духовные запросы простого человека.
Известностью и любовью зрителя пользуются жанровые картины — «Письмо с фронта» А. И. Лактионова (1947), «На плоту» Я. Д. Ромаса (1947), «Прибыл на каникулы» (1948) и «Опять двойка» (1952) Ф. П. Решетникова и другие. Во всех этих работах запечатлены живые сцены, позволяющие зрителю прочитать судьбы героев — простых советских людей. Ясность сюжетного рассказа, внимание к индивидуальным характеристикам персонажей, проработка деталей, несущих смысловое значение,— вот отличительные особенности этих жанровых произведений.
Очень показательна для послевоенного времени картина Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» (1951), завоевавшая широкую популярность среди советских зрителей. Внимание к человеку сказывается здесь в ярких индивидуальных характеристиках, в обращении художника к образу народного героя — Василия Теркина. Военная судьба объединила разных по возрасту и биографии людей. Художник четко обрисовывает характер каждого, показывая душевную сплоченность и близость бойцов, скрепленную кровью в общей борьбе за Родину.
Острый жизненный момент изображен в картине А. П. Левитина и Ю. Н. Тулина «Свежий номер цеховой газеты» (1952). Разнообразные характеристики действующих лиц передают их различное отношение к происходящему. Несмотря на некоторую инсценированность действия, на излишний нажим в «игре» персонажей, картина по-своему, нешаблонно рассказывает о людях труда, поднимает моральные проблемы производственного коллектива.
Картины Непринцева, Решетникова и ряда других художников, отличающиеся повествовательностью, вниманием к деталям, развивают в бытовом жанре традиции сюжетной живописи передвижников.
В рассматриваемый период в послевоенной бытовой живописи намечаются и иные творческие искания, развитие иных художественных принципов. Так, например, Ф. С. Шурпин в своих изобразительно немногословных произведениях «Возрождение» (1945) и «Мать» (1947) идет к символической обобщенности образа.
В картине А. А. Мыльникова «На мирных полях» (1950) проявилось стремление художника к монументально-эпическому решению темы. Основные черты этой работы — лаконичность композиции, продуманность контрастных характеристик женщин-колхозниц, хозяйской походкой шагающих по родным полям, декоративная мажорность живописи.
В полную силу раскрывается в послевоенное время дарование А. А. Пластова. Его творчество посвящено жизни тружеников колхозной деревни, которую художник знает и любит.
В 1945 году Пластов пишет две картины «Сенокос» и «Жатва». В картине «Жатва» обычная бытовая сцена перерастает в целую изобразительную повесть, в глубокий и впечатляющий образ. Живописец раскрывает перед нами важнейшую страницу в жизни народа, показывает типичные приметы сурового военного времени. Мужественно и сдержанно говорит он о силе духа, терпении и стойкости русских людей, кровно связанных со своей родной землей.
Правдиво изображает художник трудовые будни колхозной деревни и в картинах «Колхозный ток» (1949), «Ужин трактористов» (1951). Он не приукрашивает действительность, не впадает в ложный пафос. Вместе с тем оптимизм, свойственный народу, органически присущ творчеству художника.
В произведениях Пластова, посвященных жизни и труду колхозников-земледельцев, огромную роль играет тема родной земли. Земля в его картинах — не просто «фон», сценическая площадка, на которой развертывается действие, а глубоко эмоциональный образ. Вспаханная, могучая («Ужин трактористов») или полная буйного летнего цветения («Сенокос»), сиротливо обнажившаяся, покрытая жесткой стерней («Жатва») или отдающая свои живительные соки молодой зеленой ржи («Юность») — земля неразрывно связывается с человеком, выражает его чувства и мысли, его настроение.
Поэтические стороны жизни раскрываются в таких картинах Пластова, как «Родник» (1951), «Весна» (1954), «Юность» (1953—1954). Художник показывает прелесть и красоту жизни в самом обыденном, повседневном. Живопись Пластова, связанная с традициями русского народного искусства, — сильнейшее средство образного воздействия. Яркая, насыщенная по цвету, материально-убедительная, она передает «настроение» в картине, создает полнокровный образ человека.
В послевоенные годы окончательно складывается как художник С. А. Чуйков, самобытный колорист, тонкий лирик в живописи. Уроженец Киргизии, Чуйков любовно воспевает ее жизнь, ее природу. Ясное, нежное по краскам утро, тихий вечер, когда на земле лежат глубокие сиреневые тени; смуглые люди, как бы прислушивающиеся к природе или же погруженные в свои дела, — вот сюжеты его «Киргизской колхозной сюиты»— цикла картин и этюдов. «Песня» (1945), «Утро» (1947), «Полдень» (1947), «Вечер» (1948), «Дочь Советской Киргизии» (1948), — эти незатейливые и безыскусственные мотивы, в которых человек и природа внутренне связаны между собой, наполняются художником глубокой поэзией. Слияние лирики и широкого, «песенного» эпоса, умение подметить в жизни черты нового придают работам художника глубоко обобщенный смысл. В картине «Дочь Советской Киргизии» фигура идущей с книгами в руках девочки, ее ясный взгляд как бы воплощают огромные перемены в судьбе целого края, целого народа.
Глубоко и тонко чувствующий красоту родной Киргизии, художник сумел органически воспринять и природу Индии, образы ее простых людей. Характерно, что в работах Чуйкова, посвященных Индии, нет ни тени дешевой экзотики, все одухотворено внутренним смыслом, подлинной поэзией, в которой нередко звучат драматические ноты. («Женщина из Мадраса», 1952; «В пути», 1954). Уделяя большое внимание в своих картинах природе, живописец немало работает и над пейзажем как самостоятельным жанром («Гималаи», 1954).
Изобразительный язык художника всегда ясен и немногословен, композиция его картин проста, часто подчеркнута четким, хотя и мягким силуэтом. Ощущение воздуха, состояние дня, музыка красок имеют в произведениях Чуйкова огромное образное значение.
Больших успехов достигает портретная живопись послевоенного времени. Наряду с типом героического портрета, развивается жанрово-лирический, интимный, а также групповой портрет. В лучших произведениях художники дают глубокую и разностороннюю характеристику советского человека. По сравнению с довоенным временем портретные образы становятся более индивидуализированными, более психологически содержательными.
Пытливый и острый ум, горячую заинтересованность делом, живость и непосредственность характера раскрывает А. М. Герасимов в портрете скульптора В. И. Яковлева (1950). Перед нами живой собеседник, «схваченный» в момент непринужденного разговора.
По-иному выявляет активное творческое начало человека художник П. Д. Корин. В портрете С. Т. Коненкова (1947) передана огромная внутренняя энергия, сосредоточенная взволнованность замечательного скульптора. Обостренное чувство формы и цвета позволяют художнику создать эмоционально напряженный образ человека, изображенного в минуту творческого вдохновения. Подчеркнутость контуров, определенность насыщенных цветовых отношений приближают портрет к произведению монументальной живописи. Гамму человеческих характеров, ярких и самобытных, развертывает Корин в групповом портрете, изображающем Кукрыниксов. Оставаясь верным своей несколько жестковатой манере письма, художник ни в одной из своих работ не повторяется. Каждый его портрет — это особый, продуманный и вполне завершенный образ, выражающий активное отношение живописца к портретируемому. Таковы, например, написанные в 1956 году портреты М. С. Сарьяна и Р. Н. Симонова. Воспринимая мир глазами нашего современника, в своем творчестве Корин утверждает высокие идеалы гуманизма. Человек в его произведениях — это Человек с большой буквы.
Глубиной психологической характеристики, тонкостью колористического решения отличаются исполненные В. М. Орешниковым с большим художественным тактом портреты балерины А. Шелест (1949) и скульптора В. В. Лишева (1952).
Мастерство в передаче характера присуще и естественному по композиции, непосредственному по живописному ощущению портрету В. Г. Дуловой работы П. П. Кончаловского (1947), и внутренне драматично напряженному по колориту портрету актрисы Д. В. Зеркаловой, написанному Б. В. Иогансоном в 1947 году. Исполненные в традициях русской реалистической живописи, и в первую очередь И. Е. Репина, живо воссоздают облик разных людей произведения В. П. Ефанова, например портреты метростроевки Т. К. Рожковой (1949) и академика А. В. Топчиева (1950).
В послевоенной портретной живописи стремление художников к глубокой и многосторонней характеристике человека естественно сочетается с желанием показать и типичную для данного человека обстановку. Из числа наиболее удачных произведений такого рода, нередко тяготеющих к картине, следует назвать портрет академика Н. Д. Зелинского, написанный П. И. Котовым (1947), а также портрет сталевара А. С. Субботина работы Г. Н. Горелова (1949). Близок к тематической картине и групповой портрет того же автора, изображающий бригаду знатного сталевара завода «Серп и молот»
На всесоюзных выставках 1949 и 1951 годов были экспонированы групповые портреты «Передовые люди Москвы в Кремле» (1949) и «Заседание президиума Академии наук СССР» (1951), исполненные бригадами молодых художников с участием В. П. Ефанова в обеих работах и А. М. Грицая — во второй. По существу, это многофигурные картины с сюжетной завязкой. Однако они не выразительны по образному решению, скованы по композиции, лишенной внутренней мотивировки. Бригадный метод работы, приводящий к обезличке художественного произведения, был впоследствии отвергнут практикой советского искусства. Не случайно, что индивидуально исполненные подготовительные портретные этюды к указанным работам получились гораздо интереснее самих картин.
Послевоенная пейзажная живопись становится более разнообразной по своим мотивам. Преодолевается упрощенное разделение пейзажа на «индустриальный» и «пейзаж природы». В лучших работах природа не противопоставляется технике, а составляет с нею единый поэтический образ. «Тематический» пейзаж обогащается лирикой. Творчески используя богатые традиции русской реалистической школы пейзажа, наши художники создают произведения, в которых передается мироощущение советского человека, раскрывается образ преображенной трудом природы социалистической страны.
Быстрый темп жизни, ощущение огромных просторов нашей Родины очень верно почувствованы во многих пейзажах Г. Г. Нисского, которые по праву можно назвать пейзажами-картинами. В каждой из его работ имеется глубокое идейно-образное содержание, почерпнутое в самой жизни, увиденное глазами художника — нашего современника.
Стремление к пейзажу-картине заметно и в творчестве других советских художников-пейзажистов. Интересны в этом плане эпически суровый «Сказ об Урале» В. В. Мешкова (1949), лирические пейзажи Н. М. Ромадина и С. А. Чуйкова, у первого — задушевно-нежные, у второго — философски задумчивые, а также повествовательные пейзажи А. М. Грицая.
Мастер тонкого по настроению лирического пейзажа — С. В. Герасимов. Особенно удается художнику изображение ранней весны, когда природа начинает оживать, обновляться. Это переходное состояние природы запечатлено, например, в пейзаже «Последний снег» (1954), где краски земли, воды, неба полны весенней прелести и чистоты.
<<< Русская советская живопись . Обзор. Часть 7. <<<
>>> Русская советская живопись . Обзор. Часть 8. >>>