Александр Иванович Лактионов (1910-1972)

Письмо с фронта
Письмо с фронта (1947)
По залитой солнцем улице старинного русского городка, прямо по мостовой, «по-фронтовому», шел солдат в пропыленных сапогах. Выгоревшая пилотка была сдвинута на затылок; одна рука на перевязи, в другой — шинель, палка и белый треугольничек письма. Он обращался ко встречным и расспрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе.
Среди людей, повстречавшихся солдату, был и художник А. И. Лактионов. Они разговорились. «От фронтового товарища письмо его семье несу,— рассказал боец,— в отпуску я, из госпиталя выписался; письмо у меня давно передачи дожидается, может уже устарело?!»
И в воображении художника одна за другой начали складываться возможные картины передачи письма. Он мысленно продолжал идти за солдатом, вместе с ним как бы входил в дом и присутствовал при чтении письма, с удивительной отчетливостью представляя себе, как это все будет происходить.
Художнику очень посчастливилось. Этот солдат с фронтовым письмом помог ему разрешить тему картины, которую он обдумывал уже давно. Лактионову хотелось создать произведение, достойное героических подвигов советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, и этим выполнить свой долг художника перед Родиной.
Он сам не был непосредственным участником фронтовых боев Великой Отечественной войны и поэтому отказался от темы, которая потребовала бы изображения сражений и ратных подвигов. Воспитанный в духе реалистического понимания задач искусства, Лактионов не мог и не хотел «сочинять» и «выдумывать» то, чего сам не видел и не пережил лично.
Выбирая тему, которая отразила бы жизнь советских людей в дни войны, Лактионов решил написать картину «Письмо с фронта». Почти не было в нашей стране семьи, которая в эти годы не имела бы родных или близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты художником, они были близки и понятны каждому советскому человеку.
Задача заключалась в том, чтобы изобразить такой именно момент получения фронтового письма, который с наибольшей полнотой раскрыл бы содержание события. Для этого надо было найти в окружающей жизни наиболее характерные и типичные, соответствующие замыслу персонажи, определить в картине верное и психологически точное взаимодействие между ними и, поставив их в жизненно-правдивую обстановку, показать объединяющие их чувства.
И вот, обдумывая различные варианты этой сцены, отбрасывая их один за другим (так как в них, по мнению художника, не находила выражения острота большого счастья, которое он стремился передать) и придя пока лишь к одному выводу, что не следует далеко искать людей и обстановку, когда живая, яркая действительность рядом и вокруг нас,— Лактионов встретил «своего героя», бойца с письмом тут же, недалеко от своего дома. Решение задачи было найдено. «В мою картину должен был прийти именно такой человек, именно он должен был принести письмо с фронта»,— рассказывал Лактионов.
Этот частный случай раскрыл художнику общий смысл и содержание темы, внес в ее решение правду и человечность; в этом небольшом эпизоде Лактионов сумел увидеть то новое, типическое, что характеризует наших советских людей и их взаимоотношения.
Продумав сюжет и развитие его, осмыслив до конца содержание всей картины, Лактионов стал писать ее. Его товарищ, бывший фронтовик, бывалый солдат-десантник, молодой художник В. И. Нифонтов, согласился позировать для бойца, принесшего письмо, а семья Лактионова (его дети и мать) послужила «натурой», с которой написана семья фронтовика.
Два года, точнее, в течение двух летних сезонов (в общей сложности—одиннадцать месяцев) художник работал непосредственно над картиной. Он задумал написать все персонажи и пейзаж озаренными ярким солнцем и спешил использовать для этого короткое северное лето.
Чтобы как можно жизненнее передать солнечный свет, Лактионов всю картину целиком писал с натуры, в очень ограниченных масштабах пользуясь предварительной проработкой фигур и пейзажа в этюдах.
Простота и жизненность — главные черты произведения; они и в позах людей, и в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик завладел письмом и, окруженный слушателями, читает им вслух страницу за страницей рассказ отца о фронтовой жизни и о наступлении славной Советской Армии — такой знакомый и долгожданный рассказ. Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать вести с фронта.
Сплоченность и дружба простых советских людей, живущих жизнью фронта, жизнью и интересами своей Родины,— вот подлинное глубокое содержание картины Лактионова. Вот почему эта картина так близка советскому зрителю, вот почему каждый смотрящий на нее ощущает, что и его самого, частицу его жизни изобразил художник.
С победными вестями с фронта и с чувством радости, которым охвачены люди, изображенные в картине, гармонирует сильный, все пронизывающий солнечный свет, скрашивающий невзрачность обстановки; он усиливает до крайнего звучания цвета всех предметов и придает яркую, праздничную окраску всему событию. Душевному состоянию людей соответствует также и открывающийся за распахнутой дверью напоенный чистым, прозрачным воздухом летний городской пейзаж; на фоне его в солнечном сиянии вырисовываются все собравшиеся на крылечке дома. Четкость и точность рисунка, составляющего костяк, основу произведения, и насыщенность картины светом делают все изображение особенно ясным, выпуклым и законченным.
Художник утверждал своим произведением светлое, оптимистическое начало в людях и в жизни, и это простое и верное содержание, выраженное в понятной, доходчивой и убедительной форме, выдвинуло картину Лактионова «Письмо с фронта» в ряды лучших произведений советской бытовой живописи.
Показанная на Всесоюзной художественной выставке 1947 года, картина получила горячее, единодушное признание в самых широких кругах советских зрителей. В 1948 году автору была за нее присуждена Государственная премия первой степени.
<<< Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872—1957) <<<
>>> Виктор Михайлович Орешников (1904—1987) >>>