В облике Икскуль чувствуется некоторая пикантность, крик моды. С живописным совершенством написана матовая кожа лица, томность темных глаз, тонкая вуалетка. С мастерством, которому трудно подыскать аналогию, написана белая, на фоне черной юбки, рука с атласной кожей, с отточенными ноготками, отягощенная золотой цепью браслета и драгоценными перстнями на безымянном пальце. Портрет Икскуль - один из выдающихся репинских шедевров.
Совершенно противоположным по содержанию является портрет Татьяны Львовны Толстой. Миловидная, интеллигентная, обаятельная в своей душевной и естественной простоте молодая девушка стоит, опираясь руками на спинку стула. Прелесть лица в том оживлении, которым оно полно; чувствуется богатство душевного мира, одаренность, предельная естественность и простота. Татьяна Львовна занималась живописью. Репин дружил с ней, долго переписывался. Портрет написан в 1893 году, но, сопоставляя его с портретом баронессы Икскуль, еще острее чувствуешь разницу в социальном облике, резче воспринимаешь особую манеру великосветской дамы держать себя, заставившую Репина однажды в письме к Татьяне Львовне Толстой сказать: «Как аристократам, я думаю, всегда человек из демократической среды будет казаться чем-то неправоспособным, так и демократу ясна эта толстая хрустальная стена, через которую он только и может иметь с ними общение». А ведь Репин, как прославленный художник, был не только принят, но был весьма желанным гостем в салоне баронессы В. И. Икскуль.
<<< Портрет красавицы украинки С. М. Драгомировой
<<<Оглавление>>>