Выдающийся мастер мужского портрета

Репин немало помучился с решением этой трудной задачи и даже приходил в отчаяние от отсутствия, как ему казалось, сходства. Сильно помог ему Стасов. Он привел в мастерскую П. А. Степанова, брата приятеля М. И. Глинки, лично его знавшего, и его замечания и указания сильно облегчили художнику работу. Стасов, тоже лично знавший Глинку, и сестра его Л. И. Шестакова помогали восстановить облик композитора. Чрезвычайно удачно придумана композиция. У Глинки была некрасивая фигура, и Репин изобразил его создающим партитуру лежа на диване. Это согласовалось и с привычками Глинки. Он любил работать в постели. Таким образом, халат скрывал недостатки фигуры, а выразительная «львиная» голова красиво выделялась на белоснежной подушке. Глинка задумался, творит, карандаш прижат к углу рта, другая рука держит на колене партитуру. Соответственно изображенному творческому моменту художник придал энергичное цветовое звучание красочной гамме: сдержанные красные и желтые тона халата, черный цвет волос на белом фоне подушки.

Голова написана превосходно, на ней и сосредоточивается внимание.

Выдающийся мастер мужского портрета, Репин был создателем и ряда замечательных женских портретов. Применяя разные композиционные и живописные приемы, различную технику, он, как и в мужских портретах, умел всегда выявить характер человека, передать его внешний и социальный облик. Диапазон его творчества очень широк; от портрета нежного ребенка - Нади Репиной или подростка Веруни Репиной - «Стрекозы», покачивающейся на пряслах в летний жаркий день, - до портрета прославленной актрисы Элеоноры Дузе, натуры сложной и утонченной.


<<< Портрет П. М. Третьякова

Портрет красавицы украинки С. М. Драгомировой >>>

<<<Оглавление>>>