Портрет П. М. Третьякова

Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Он создан без вдохновения, без той особой красоты, рождаемой смелыми, легкими, свободными ударами кисти, без изумляющей лепки формы и блеска колорита. Он несколько суховат, написан как бы равнодушно, а ведь Репин любил П. М. Третьякова, высоко его ценил и понимал моральную высоту его личности. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Фон - стены любимой им галереи картин. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Оригинальна и выразительна превосходно написанная очень индивидуальная рука, с тонкими, длинными, несколько изогнутыми пальцами. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством.

К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Инициатива ее создания принадлежит Стасову, который предложил Л. И. Шестаковой - сестре М. И. Глинки, обратиться к П. М. Третьякову и посоветовать ему пополнить свое собрание выдающихся людей портретом прославленного композитора и заказать этот портрет Репину. Это было еще в 1880 году. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Вплотную к созданию портрета он приступил только в 1886 году и закончил его в следующем году.


<<< Лессировочная живопись лица и рук

Выдающийся мастер мужского портрета >>>

<<<Оглавление>>>