Отдельные фигуры придворных

Поэтому главный персонаж вышел маловыразительным. Но толпа старшин написана настолько убедительно и жизненно, что трудно себе представить, что это не была работа с натуры. В живописном отношении наиболее интересна группа императрицы с детьми. Прекрасно написаны и отдельные фигуры придворных. Яркое солнце, заливающее двор Петровского дворца, солнечные блики, рефлексы исполнены с изумительным мастерством. Тут Репин осуществил то, что находил интересным в новой работе. Он пишет П. М. Третьякову: «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны. Царь и народ на фоне придворной знати. Сколько разнообразия типов, выражений, лиц, контрастов, самых неожиданных, художественных! .. Но вчера еще, человек, понимающий, что нужно двору, увидев мои эскизы, сказал, что это, наверно, будет забраковано» .

Через год, 13 июля 1885 года, Репин, раздраженный и усталый, пишет П. М. Третьякову: «Ах, сколько я теряю время с моей теперешней работой! Какие проволочки! .. Какие все это свиньи там в Петергофе и в Александрии. Вот вытесал меня Боголюбов! .. Не дай бог повторения подобного заказа, врагу не пожелаю. И главное - времени, времени жалко!!». Закончил картину Репин в июне 1886 года; после осмотра ее царем и придворной кликой в Петергофе она была передана в Москву в Кремлевский дворец, где и находилась до недавнего времени. Она была поставлена в первом зале второго этажа, прямо против главной лестницы. Рассчитанная на большое расстояние, картина производила эффектное впечатление, создавая для поднимающихся по лестнице иллюзию стоящих вдали живых фигур. В 1953 году она была заменена картиной Непринцева «Отдых после боя» и перевезена в Третьяковскую галерею. К картине имеется много прекрасных по живописи этюдов и эскизов.


<<< Разгар окончания работы над «Иваном Грозным»

Великолепная лепка формы >>>

<<<Оглавление>>>