Изучая творчество Репина, поражаешься многочисленности его работ, плодотворности его деятельности. При этом следует сказать, что многие полотна создавались одновременно, одна работа еще не была кончена, как начиналась другая и третья; причем это все были первоклассные сложные произведения, в том числе и портреты. Таков был творческий метод Репина: для отдыха он переходил от одной картины к другой, но иногда это ему приходилось делать вынужденно. Так было с картиной «Речь Александра III к волостным старшинам».
В самый разгар окончания работы над «Иваном Грозным», в августе 1884 года, Репин получает неожиданный заказ от императорского двора на тему приема Александром III волостных старшин. Репин » был недоволен, пытался отказаться, но ему дали понять, что от таких заказов не отказываются. Обдумывая тему, Репин решил противопоставить царю и знати народ. Ясно, что такой замысел наверху одобрить не могли, и тогда художник поставил перед собой чисто живописную цветовую и световую задачу. Этюды писались во дворе Петровского дворца в Москве, где в свое время проходил прием, на ярком солнце. Трудно было композиционное решение, но Репин, как всегда, вышел победителем. Он придумал представить царя входящим в круг собравшихся старшин, за ним, поодаль, идут императрица с детьми и придворные. Таким образом, художник избежал необходимости изображать толпу крестьян затылками, многие поставлены в профиль, в три четверти и лишь на переднем плане несколько фигур дано спиной к зрителю. Центральная фигура - Александр III - лишена внутренних индивидуальных характерных черт, что мог бы схватить Репин, если бы царь согласился позировать, но он решительно отказался.
Отдельные фигуры придворных >>>
<<<Оглавление>>>