Нравственное чувство

К. П. Победоносцев, обер-прокурор синода, глава реакции того времени, писал Александру III: «Стали присылать мне с разных сторон письма, с указанием на то, что на Передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения... Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. Трудно понять, какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива».

После этого, когда картину перевезли из Петербурга в Москву, распоряжением полиции ее запрещено было выставлять для публики и распространять с нее воспроизведение какими бы то ни было способами. Только после усиленных хлопот и благодаря протекции художника Боголюбова - учителя рисования Александра III - картину разрешено было выставить в частной галерее П. М. Третьякова, которому она принадлежала. Записка Победоносцева была опубликована впервые в 1924 году, и Репину, жившему в то время в Финляндии, Чуковский послал ее копию. Восьмидесятилетний Репин ответил: «Строки Победоносцева и выписывать не стоило. . . какое это ничтожество - полицейский... А Александр III - осел, во всю натуру».

Репину в связи с этой картиной пришлось пережить тяжелый удар значительно раньше. 16 января 1913 года Абрам Балашов, старообрядец и иконописец по профессии, придя в галерею, бросился на картину и изрезал ее ножом.


<<< Этическое содержание картины

Метод реставрации >>>

<<<Оглавление>>>