Хорошо на это обвинение возразил И. Э. Грабарь: «Картина не есть протокол хирургической операции, и если художнику для его концепции было нужно данное количество крови и нужна именно эта бледность лица умирающего... то он тысячу раз прав, что грешит против физиологии, ибо это грехи шекспировских трагедий, грехи внешние при глубочайшей внутренней правде. Но ошибок формальных, ошибок в рисунке у него нет. Обе фигуры нарисованы безупречно, несмотря на всю трудность ракурса тела царевича».
«Иван Грозный» - шедевр исключительной силы - по праву пользуется мировой известностью.
Картина была выставлена в Петербурге на XIII Передвижной выставке в 1885 году и была понята как произведение, направленное против самодержавия и его сторонниками и его противниками.
Лев Толстой писал Репину 1 апреля 1885 года после посещения выставки: «...молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. На словах многое бы сказал Вам, но в письме не хочется умствовать... Иоанн Ваш... самый плюгавый и жалкий убийца, какими они должны быть - и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень хорошо. . . Сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства... Забирайте все глубже и глубже».
12 февраля 1885 года Крамской писал Суворину, что в первый же день открытия выставки он слышал такие отзывы: «Что это такое? Как можно это выставлять? Как позволяют! Ведь это цареубийство??». Дошло это до верхов.
<<<Оглавление>>>