Высочайшее мастерство в живописи

Картина потрясает. Грозный - обезумевший старик, дошедший до такой степени разнузданности своих чувств, что в гневе, не владея собой, пустил жезлом в висок собственного сына. Такого изображения царя до Репина не было, не было и после. Репин вскрыл не только тот факт, что на троне безнаказанно совершались кровавые преступления, но давал образ царя-убийцы и будил воспоминания о кровавых днях расправы с «Народной Волей». Идея показать царя-самодержца убийцей отвечала настроениям радикальной части общества и разночинной демократической интеллигенции.

Именно для того, чтобы царя дать извергом, Репин изобразил сына возбуждающим чувство глубокой жалости и сострадания. Это жертва. Вот почему при окончательной переработке лица царевича он взял в качестве модели писателя Гаршина, лицо которого поразило Репина, по его собственному признанию, жертвенностью и обреченностью.

Но тончайшее психологическое чутье и художественный такт помогли Репину избежать схемы.

Изображая злодея, он создал не абстрактный образ, а дал живого человека со всей сложностью его психологических переживаний. В убийце проснулся отец, вот почему он так судорожно схватил истекающего кровью сына, вот почему в его безумных глазах виден ужас. Репин проявил себя тут великим художником-психологом, поднялся до высоты шекспировской правды, в этом сила созданного им художественного образа, и потому его картина потрясает.

Репин показал и высочайшее мастерство в живописи. Безумные, как бы затянутые бельмом ужаса, не видящие уже ничего глаза Грозного, его напряженная рука, едва удерживающая тяжелеющее тело сына, волосы, вставшие дыбом от ужаса, все это сделано с мощью, достойной гения.


<<< Замысел картины

Лаконизм композиции >>>

<<<Оглавление>>>