Замысел картины

В другом отрывке, найденном в черновых бумагах Репина в «Пенатах» и опубликованном только в 1956 году, Репин рассказывает: «Впервые пришла мне в голову мысль писать картину трагический эпизод из жизни Иоанна IV - уже в 1882 г. в Москве. Я возвращался с Московской выставки, где был на концерте Римского-Корсакова. Его музыкальная трилогия - любовь, власть и месть - так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке. Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще неостывшие кратеры. . . Страшно было подходить - несдобровать. . . Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории. .. Началась картина вдохновенно, шла залпами... Чувства были перегружены ужасами современности. .. А наша ли история не дает поддержки. . .».

Так родился замысел картины. Ясно, что, написанная на историческую тему, она теснейшим образом связывалась художником с современностью и явилась выражением его негодования против царившей реакции. Это объясняет и ту страстность, с которой писалась картина.

В сущности, это историческое полотно в какой-то мере было связано с картинами Репина на революционные темы. Художник страстно откликался на самые жгучие вопросы текущей жизни, он болел душой за тех, кто беззаветно отдавал жизнь за благо народа, и в своем наиболее вдохновенном произведении стремился разоблачить самодержавие, изобразив царя как убийцу. История ему помогла. Убийство Грозным своего сына было общеизвестным фактом. На языке истории можно было говорить прямо.


<<< Кровавые преступления

Высочайшее мастерство в живописи >>>

<<<Оглавление>>>