Извивающийся изгиб фигуры

Только в последнем, окончательном варианте художник вводит молодую девушку, выглядывающую из-за перегородки с явным горячим сочувствием. Крестьяне же или равнодушны, или явно враждебно настроены. Таким образом, представлена реальная картина «хождения в народ»: пропагандиста не поняли, не оценили и выдали. Эта относительно «мирная» картина в окончательном варианте сменяется иной ситуацией.

Изба свободна от крестьян, только понятые. Весь передний план справа занят полицией и шпиками. Ясно, что полиция выследила и арестовала пропагандиста. Исправник читает бумагу, вынутую из развороченного чемодана, за его спиной изогнулся тип в штатском, с гадким любопытством заглядывающий в читаемую исправником бумагу. Всю мерзость этого типа Репин сумел показать в его руке, двумя пальцами опирающейся на спинку стула, жест исключительной выразительности, необыкновенной характерности. Извивающийся изгиб фигуры, маленькая голова на длинной шее, растянутый широкий рот придают что-то змеиное его облику. Это явно шпик. Радость торжества по случаю находки нелегальных изданий выражена в лице другого штатского - полицейской ищейки, несущего их в высоко поднятой руке. Совершенно по-другому, чем в первом варианте, охарактеризовано и главное действующее лицо. Это уже героическая личность, борец, революционер с сильной волей, с гневом рвущийся к врагу. Аресту предшествовала борьба у революционера распахнут ворот рубашки, разорвана штанина. Он кипит гневом, страшным усилием воли сжал губы. Если бы не был привязан, он бросился бы на врага. В связи с изменением всей ситуации и характера личности пропагандиста-народника изменен и колорит картины.


<<< Пропагандист-народник

Революционные вещи Репина >>>

<<<Оглавление>>>