Пропагандист-народник

Идея картины «Арест пропагандиста» зародилась у Репина в 1878 году, когда и был исполнен первый эскиз маслом. Самая же картина написана между 1880 и 1889 годами. Исправления вносились до 1892 года. Нельзя, конечно, думать, что на работу над этим полотном ушли столь долгие годы. Но по своему содержанию она не могла быть показана на выставках и оставалась в мастерских художника, где время от времени он вносил в нее поправки и переделки.

Изменения в содержании картины, происшедшие от первого эскиза до законченного произведения, отразили размышления и наблюдения художника над действительностью, которую он фиксировал пытливо и зорко, исторически объективно.

«В 1874 году народники предприняли героическую попытку претворить свои идеи в жизнь. Передовые, революционно настроенные интеллигенты, особенно студенческая молодежь, «пошли в народ», в деревню, надеясь поднять крестьян на революцию против царского самодержавия и осуществить немедленный переход к социализму. Но жизнь показала полную несостоятельность представлений народников о «коммунистических инстинктах» крестьянина. Крестьяне недоверчиво относились к непонятной им проповеди народников. Царское правительство арестовывало революционеров сотнями. Однако неудача «хождения в народ» не сразу подорвала народнические иллюзии».

Во всех эскизах маслом и карандашом, в вариантах картины проходит одна существенная черта - арестованный пропагандист-народник чужд крестьянам, волнение читается только на некоторых женских лицах, но и в них говорит скорее жалость, испуг.


<<< Сила репинского таланта

Извивающийся изгиб фигуры >>>

<<<Оглавление>>>