Покорность народа

Картину следует рассматривать, следуя ее композиционному построению, по группам: начиная с крестьян, несущих фонарь-часовню, нужно обратить внимание на каждую фигуру, на каждую деталь, потому что у Репина нет ничего случайного, непродуманного, нехарактерного. Всё, даже лица второго плана, характерно. Репин писал всю картину с натуры и в то же время брал только типичное, вот почему он сумел создать одновременно изображение живой конкретной процессии, столь знакомой старой России,- крестного хода, и в то же время дать широчайшую картину русской жизни второй половины XIX века. Репин остро видел действительность. Он тонко подметил тот огромной важности факт, что крестьяне - не сплошная, однородная масса. В центральной части процессии, в которой имеют право находиться почетные, избранные лица, охраняемые кордоном полицейских, жандармов, стражников и понятых, идут крепкие мужички и торговцы: нищая же братия, бедняки крестьяне, странники и богомольцы сюда не допускаются- они оттеснены к краю дороги. Представитель купечества идет, отдуваясь и обливаясь потом, в центре, рядом с барыней. Фигура этого кривоногого купца или промышленника, недавнего кулака деревни, и фигура местной помещицы, зазнавшейся, чванной, тупой и себялюбивой, охарактеризованы глубоко отрицательно, прямо противопоставлены крестьянам. Тупые или озверелые конные жандармы и полицейские возвышаются над массой народа, покорно сносящей их грубое, порой бесчеловечное обращение.

Покорность народа выражена не только в фигурах бедняков богомольцев слева, но и в робком, инстинктивном жесте руки, поднятой кем-то, чтобы защитить себя от удара нагайки урядника, хлещущего толпу.


<<< Отрицательные стороны московской жизни

Разнообразие и жизненность фигур >>>

<<<Оглавление>>>