Но эти произведения созданы уже в Петербурге. Постепенно отрицательные стороны московской жизни: «ограниченность, тупость, самодовольство буржуазии, бескорыстное сочувствие только к деньгам да к высокому чину», по выражению Репина, так опротивели ему, что он решил перебраться в Петербург, что и осуществил в 1882 году.
Идея «Крестного хода» пришла Репину еще во время пребывания в Чугуєве в 1876-1877 годах под непосредственным впечатлением действительности. Первый эскиз и относится к 1877 году. В нем дана сцена драки крестьян - участников крестного хода за право нести икону и полное равнодушие ко всему происходящему раскормленных священнослужителей. Здесь уже есть идея будущего произведения, но сама картина, оконченная в 1883 году, получила совсем иное выражение, и в основу ее лег более широкий замысел.
«Крестный ход в Курской губернии» - не только одно из лучших произведений Репина, но и одно из великих творений всей русской живописи. Глубоко национальное по содержанию, народное по идее, совершенное по техническому исполнению, оно принадлежит к числу мировых шедевров. «Крестный ход» - широкая, многогранная картина жизни после реформенной России. Огромное количество лиц представлено на картине, они сгруппированы по определенному замыслу, и в то же время это не мешает художнику дать совершенно естественное и правдивое изображение религиозной процессии, просто и убедительно построить толпу. Тут и народ, одурманенный религией, забитый, покорный и темный; тут и представители господствующих классов и их пособники - духовенство и полиция, разжиревшие и наглые; тут и воплощение всего самодержавного режима в виде жандармской нагайки, занесенной над головой народа.
<<<Оглавление>>>