Особая жизненность облика

Особая жизненность облика создается удачно схваченной позой ребенка, его детской, наивной непосредственностью. Художник уловил момент, когда проснувшийся, балованный ребенок нежится и на него любуются, и в нем передал все очарование детства. В индивидуальных чертах передано с такой убедительностью все типично детское, что портрет смотрится как полная лиризма жанровая картина.

Второй детский портрет, написанный в 1884 году, - «Стрекоза». Изображена дочь художника Верочка подростком. Живая, легкая, как стрекоза, она присела на минутку на жердочке и болтает ножками, вот-вот спрыгнет и убежит. Зеленое платьице оттеняет загорелое личико, укрытое от солнца полями шляпки. Эта легкая фигурка в зеленом платье рисуется на чистом просторе голубого безоблачного неба. Чувствуется чарующее дыхание лета. «Стрекоза»- одна из пленерных работ художника, пронизанная оптимизмом.

В картине «Отдых» запечатлен облик молодой жены художника Веры Алексеевны, рожденной Шевцовой, с девичьим портретом которой мы встречались. Если там мы видели образ несколько угловатой девушки-подростка, то тут полный очарования образ цветущей молодости, физического здоровья, спокойного счастья. Притомившись, молодая женщина заснула, сидя в кресле. Стан изогнулся, голова склонилась набок, оперлась на спинку кресла и левую руку, но сон глубок, и рука вот-вот упадет. Поразительно выражение безволия во время сна в руках, в каждой черте лица, в крепко сомкнутых веках и чуть-чуть приоткрытых губах. С глубоким чувством пишет художник жену, создавая образ покоя и тихого семейного счастья. Очень простое и вместе с тем красивое композиционное построение передает естественную позу спящей.


<<< Передача страстности артистической натуры Стрепетовой

Портретные работы Репина >>>

<<<Оглавление>>>