Передача страстности артистической натуры Стрепетовой достигается Репиным и особой техникой: особым мазком - дробным, мелким, нервным, идущим в разные стороны, а также живописно контрастной светотенью, дающей изломанную нервную линию носа, разливом мерцающего света по лицу, бликами света на лбу, техникой, приближающейся к импрессионистическим приемам, но использованной в границах полного реализма, исключительно в целях полноты передачи образа. Характерна и трактовка фона резкими, напряженными цветовыми пятнами, увязанными с фигурой в цветовом и психологическом отношениях. Стрепетова, «некрасивая, невысокая, сутоловатая, захватывала не только стихийностью большого темперамента, но и мастерством художественного перевоплощения. К сильнейшим средствам ее принадлежал проникновенный голос». Репин тонко воплотил сложную, богатую и страстную натуру артистки. Он ставил ее выше всех других выдающихся актрис и создал еще ее портрет в роли Елизаветы в «Горькой судьбине». Но эта работа вышла мало удачной, внутренне невыразительной.
«Надя Репина» написана в 1881 году. Необычайная широта диапазона репинского таланта встает перед нами при взгляде на этот портрет. Репин умеет изобразить все и всех так, что всегда передает характерное. Перед нами необыкновенно симпатичный, хрупкий, несколько болезненный ребенок с шапкой шелковистых, по-детски мягких каштановых волос. Вялая поза только что проснувшегося, лежащего на подушке ребенка, безвольные ручки и ножки, розовый тон платьица изумительно передают нежное и наивное детство. Мягкость облика ребенка выражена тонко очерченным силуэтом фигуры, нежными переливами полутонов на платье, розовыми рефлексами на щечках, мягким сочетанием тона каштановых волос и смуглого личика.
<<< Одна из лучших работ Репина
<<<Оглавление>>>