Эти живописные приемы были им использованы не как новый формальный эксперимент, а вызваны необходимостью решить сложную задачу стоявшую перед ним, за обликом больного человека показать великого композитора.
Портрет был написан всего в четыре сеанса. Работа не могла продолжаться, Мусоргский скончался. Репин очень любил своего друга «Мусорянина», их объединяло и единство творческого метода. Можно представить себе, с какой душевной болью создавал Репин этот портрет.
Портрет Антона Рубинштейна, европейски известного русского музыканта, дирижера и композитора, написан в 1881 году. Могучая фигура Рубинштейна дана по пояс, со скрещенными на груди руками. Огромная голова с пышной шевелюрой. Несмотря на грузность фигуры, поворот ее энергичный, живой и сильный. Лицо характеризовано резкими складками у губ, складками нависших век, внимательным, строгим, присматривающимся взглядом, в то же время углубленным в себя. Огромная внутренняя сила и в этом взгляде и в очертаниях красивого волевого рта, контуре лба и всей головы, а также в линии плеч и накрест сложенных рук, дающих впечатление собранности, творческой напряженности. Характерна огромная шапка волос, как бы поднятых вдохновением. Резкая светотень на лице подчеркивает как бы высеченность лица, общее впечатление монолитности. Сам Репин писал о Рубинштейне: «Интересная голова, на льва похож...». Замечателен фон, пунцово-красный, горячий, помогающий почувствовать вдохновенный темперамент композитора.
Портрет знаменитого хирурга и педагога Н. И. Пирогова, написанный в Москве в мае 1881 года, в дни празднования 20-летнего юбилея его врачебной деятельности, поражает экспрессией и живописным мастерством.
Одна из лучших работ Репина >>>
<<<Оглавление>>>