И как это сделано в портрете Мусоргского! Больной человек, переживающий страдания, переходящий от них к надежде на исцеление, к мечтам о новом творчестве, предстоит перед нами как трагическое лицо. Перед нами не просто больной, а большой и яркий интеллект, находящийся во власти недуга.
Перед Репиным стояла труднейшая задача: нужно было показать великого Мусоргского, а перед ним сидел человек, умиравший в больнице для алкоголиков, с помутневшим взором, больным лицом, отекшим телом. И Репин вышел из затруднения. Великий реалист, он не убрал с лица Мусоргского его болезненных черт, но, насколько можно было, заглушил их и выдвинул главное, дал силу напряжения мысли во взгляде, в взволнованно взлохмаченных волосах на темени.
Репин нашел такую живописную гамму, которая заглушала и черты алкоголизма в лице Мусоргского. Отворот халата брусничного цвета, красноватые тени на нем и даже розовый отблеск на фоне (комната, пронизанная лучами солнца) - все это смягчает и заглушает болезненную красноту носа. С присущей Репину уверенностью и способностью найти соответствующие средства выражения он создает этот прекрасный портрет, где нет ничего случайного, лишнего или нехарактерного.
Портрет Мусоргского сделан в иной манере, чем другие портреты. Здесь художник отказался от светотеневого изображения и ограничился исключительно тончайшими оттенками полутонов, рефлексов и цветовых сочетаний при отсутствии их резких соотношений и границ.
Портрет Антона Рубинштейна >>>
<<<Оглавление>>>