Некрасивое с грубоватыми чертами лицо Аксакова дышит энергией и выдает прямой и резкий характер. Золотисто-рыжие волосы и борода живописно гармонируют с бронзой натюрморта на столе. Зеленое сукно дополнительным красивым тоном обогащает цветовую гамму. В обычной экспозиции Третьяковской галереи портрет недостаточно хорошо освещен. Чтобы увидать его во всем блеске исполнения, надо его посмотреть при хорошем солнечном освещении или очень ярком электрическом свете, тогда заиграет красочная гамма, исключительно красивая соединением золотистого и зеленого цветов, и оживет пластика лица богатством внутреннего выражения.
Одним из шедевров Репина является портрет А. Ф. Писемского, 1880 года, известного русского романиста и драматурга. В расцвете таланта Писемский пользовался большой популярностью. В конце литературной деятельности популярность его сильно пала. Писемский доживал свои дни в забвении, в тяжелом сознании своего расхождения с читателями.
На портрете изображен мужчина, пожилой и обрюзгший, несколько озлобленный, с всклокоченными волосами и бородой, давно не бритый, но в крахмальной сорочке и опрятном, мало ношенном пиджаке. Он сидит, опершись пухлыми, отекшими руками на суковатую палку.
Его взгляд живой, наблюдающий; глаза смотрят вбок, бровь иронически приподнята, что создает вместе с другими чертами впечатление недоверчивости характера. Светом выявлен высокий лоб. Губы крепко сжаты как бы в особом усилии; это человек замкнутый: чувствуется отчуждение, отсутствие привычки быть на людях, искать общения с ними. Он принарядился для портрета, но забыл, так как отвык уже это делать, привести в порядок волосы, бороду, руки. Это-то и показывает в нем опустившегося человека.
<<< Портреты конца 70-х, 80-х годов
<<<Оглавление>>>