Портреты конца 70-х, 80-х годов

Портреты конца 70-х, 80-х годов. Портреты: отца - Е. В. Репина, И. С. Аксакова, А. Ф. Писемского, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, П. А. Стрепетовой, Нади Репиной. «Отдых», «Крестный ход в Курской губернии».

Пятилетнее пребывание в Москве ознаменовано появлением ряда великолепных портретных работ. В 1879 году написан портрет отца, склонившегося над книгой. В его лице не только внимание к читаемому тексту, но весь опыт трудно прожитой жизни. На книге лежит такая типичная загрубелая крестьянская рука. Выражению покоя способствует теплый колорит портрета. Репин очень любил Рембрандта, и в портрете старика отца есть что-то от психологизма рембрандтовского творчества.

П. М. Третьяков задумал пополнить свою галерею портретами выдающихся русских людей. Репин охотно на это отозвался, но он не относился к этому предложению только как к заказу. Он писал только тех людей, которые были ему дороги и авторитетны для него. Так он категорически отказался писать портрет реакционера Каткова и решительно отговаривал от намерения иметь этот портрет Третьякова.

Портрет Ивана Сергеевича Аксакова, публициста и общественного деятеля (датирован 12 августа 1878 г.), написан в три сеанса в имении Варварино Владимирской губернии. Туда Аксаков был выслан за свою прямую и резкую речь, произнесенную в Московском Славянском Комитете против русской дипломатии, сделавшей после русско-турецкой войны большие уступки при составлении Берлинского трактата 1878 года. «Не хоронить ли собрались мы сегодня. . . свободу болгар, независимость сербов. . . хоронить Русскую славу. Русскую честь. Русскую совесть? Ты ли это, Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побежденную?» говорил он в своей блестящей речи.


<<< О семье Мамонтовых и жизни в Абрамцеве

Портрет Ивана Сергеевича Аксакова >>>

<<<Оглавление>>>