Иного мнения был И. Н. Крамской. Он считал картину даже лучше «Бурлаков». По его мнению, Софья у Репина производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории. Репин был удручен статьей Стасова и несказанно рад письму Крамского. И. Э. Грабарь в своей монографии «Репин» - первой большой работе в советское время, согласился с мнением Стасова, но оба были неправы. Софья уже год в заключении, как разъясняет название картины, и поэтому художник искал не выражения мгновения ярости, а передавал длительное душевное состояние Софьи, безвыходность ее положения, злобу, бессильное бешенство, сознание обреченности и все же непокорность.
Клокочущий, яростный, внутренний гнев терзает Софью, вот почему Репин и дает ее с бешенством в глазах, с напряжением в лице и скованностью движений. Сложный психологизм образа был шагом к дальнейшим достижениям художника в области создания исторических картин.
Историческую тему Репин дал как психологическую драму. Противопоставив несломленную, гневную Софью обезличенной, точно слившейся с монастырской стеной монашке и повешенному за окном стрельцу. художник раскрыл противоречия, своеобразие и жестокие нравы эпохи. Сам Репин был доволен картиной. Он писал Стасову, что он сделал здесь все, что хотел, почти так, как воображал.
Картиной «Царевна Софья» начался ряд исторических полотен художника, захватывающих зрителя художественной силой образов: их жизненностью, правдой и психологической глубиной. Неправ был Стасов, отговаривая Репина от исторического сюжета, несвойственного якобы его таланту.
Гостеприимная и высококультурная семья Мамонтовых >>>
<<<Оглавление>>>