Колористически все топко объединено: рыжеватые волосы царевны с тоном окладов молельни, с золотистой скатертью, с желтыми листами пергамента книги, с великолепно написанным натюрмортом на столе, с темно-красным с коричневым оттенком бархатом стула. Как всегда, Репин обдумывал каждую деталь композиции. На столе не женские рукоделия, не молитвенные принадлежности, а книга, чернильница, перья, выявляющие занятия деятельного и образованного человека. Молодой, полный сил художник тщательно работал над картиной, он в первый раз выступал с исторической темой, чувствовал ответственность и волновался.
«Царевна Софья» - прекрасная по живописному исполнению, полная трагической выразительности картина. Неправ был Стасов, разбранивший ее и упрекавший художника в искусственности позы царевны. «Я не верю, - писал Стасов, - чтобы она в то мгновение остановилась: это слишком театрально и слишком искусственно.
Не та женщина была! . . родная сестрица будущего Петра Алексеевича! Прочитайте его жизнь, да и ее тоже: эти люди в «позы» не становились и не задумывались, остановок, пауз, ни в слове, ни в деле у них не было. . . Софья бросилась бы стремительно к окну, все тело бы ее рванулось вперед, как зверь, к решетке, к врагам. Время ли тут застывать! . . Не справившись с телом, г. Репин еще меньше справился с выражением. Широко раскрыть глаза, грозно сдвинуть брови-всего этого еще мало (особливо, когда губы и щеки остались совершенно спокойными) - подай нам, живописец, что-то глубже, что-то больше, что-то истиннее и потрясающее».
<<< Безвыходное положение Софьи
Длительное душевное состояние Софьи >>>
<<<Оглавление>>>