Трагическая судьба и исключительная личность царевны Софьи захватили внимание художника. Перед началом создания картины Репин внимательно ознакомился с историческими исследованиями этого кровавого времени стрелецких восстаний. Памятники материальной культуры XVII столетия изучал в Оружейной палате. Самый образ царевны Софьи, воссозданный художником, говорит о верном представлении ее характера и знании истории.
Царевна изображена физически сильной, волевой, властной, непреклонной, какой она и была.
Создавая образ конкретной исторической личности из той же эпохи, которой заинтересовался и друг его В. И. Суриков, писавший в те же годы картину «Утро стрелецкой казни», Репин тщательно работал над картиной. Он скопировал портрет Софьи, изучал ее сходство с внешностью Петра I на его портретах, настойчиво выискивал нужную ему натуру. В воспроизведениях известны три подготовительных этюда для головы Софьи (местонахождение оригиналов неизвестно) и рисунок с С. А. де Бове для фигуры царевны. Этюд с выражением ума, воли и страсти с Е. И. Бларамберг-Апрелевой1 (1878). Однако ее лицо, наделенное глубоким интеллектом, не соответствует облику женщины XVII столетия. Репин также делал наброски с В. С. Серовой (матери художника В. А. Серова). В ее образе он нашел нужное ему выражение глаз. Этот устремленный вдаль взгляд и использовал Репин для своей картины. Софья смотрит прямо перед собой, но там для нее пустота, и в этом - выражение безнадежности ее положения.
<<< Своеобразные интерьеры кремлевских теремов
Безвыходное положение Софьи >>>
<<<Оглавление>>>