Русские художники

Сдавши отчет о пребывании за границей и картину «Садко» Академии, Репин осенью поехал с семьей в Чугуев. Он давно не видал родных, соскучился и не без оснований надеялся, что местные впечатления дадут ему интересные темы. И он не ошибся. Следующий, 1877 год богат уже работами, явившимися результатом наблюдения тогдашней русской провинциальной действительности, продолжающими ряд картин, намеченный «Бурлаками». Это - «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «В волости», «Возвращение с войны», «На родину» - все впечатления родного Чугуева. Там же написаны портреты девочек - дочерей Веруни и Нади и портрет жены.

Самой высокой по мастерству работой этого года является «Протодиакон». В портрете Чугуевского протодьякона Ивана Уланова Репин сумел выявить социально-типические черты русского духовенства. Репин писал об этом в письме Крамскому: «А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, по торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев... и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе, как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов...». Так понимал своего протодьякона художник, и таким он изобразил его.

Необходимо отметить, что в своем произведении Репин не отказывается от портретного сходства: «... весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных граждан. И манера, и жест руки, и глаза, - словом, весь тут, говорили они...».


<<< Проникновения во внутренний мир человека

Художественный образ >>>

<<<Оглавление>>>