В последнем ряду амфитеатра - Витте и Победоносцев. Победоносцев на картине не совсем тот, что на этюде, но основное, характерное и там и тут одно и то же. И в этюде и на портрете поражает его вид ханжи, облик затаившегося зла, как бы невидящие глаза, мертвенная бледность лица, и руки, ужасные своим выражением лицемерия. Это тонкий иезуит. Особый, гладкий мазок, извивающийся, переливающийся тончайшими нюансами серо-белого, неопределенно лепящий форму, прекрасно передает ускользающий облик лицемера.
Черный сюртук Победоносцева на этюде, черная полоса висящей над ним картины, служащая фоном для мертвенно-бледной маски лица, усиливают мрачное впечатление. Цвет сукна на столе иной, чем в других портретах, он глух и тускл. В этюде нет блеска лент, блеска роскоши. Композиционное построение портрета на основе прямых линий, строгих прямоугольников (фигура, стол и бумага, картина, даже в подбородке, в скулах намечены углы) передает жесткость, тип реакционно-бюрократической собранности как бы под девизом: «Тверд в своих убеждениях». На картине Победоносцев украшен голубой андреевской лентой. Это придает торжественность фигуре, но все тот же лик мертвеца, страшный, бледный череп легко виден среди множества заседающих. Несомненно, что для Репина это до последней степени одиозная фигура.
Рядом с Победоносцевым - Витте (министр финансов, председатель комитета министров), с него сделан блестящий этюд-портрет, который поражает силой лепки и силой характеристики.
<<< Этюд-портрет Герарда и Горемыкина
Сочетание массы красного цвета разных оттенков в обивке кресел >>>
<<<Оглавление>>>