Они выполняли техническую работу. Иногда одновременно с Репиным писали этюды, нужные ему как материал. Расчерчивали перспективу на большом полотне, а в конце писали по его этюдам и боковые части самой картины, так как у Репина сильно болела правая рука, но он всюду тщательно проходил картину своей кистью перед завершением работы.
Трудности при исполнении картины были большие. Помимо огромного числа лиц, которых надо было запортретировать, затруднения вставали при решении задач перспективы. Зал Мариинского дворца имел круглую форму. Для верности изображения надо было применить сложное построение перспективы с нескольких точек зрения. К тому же при огромных размерах зала сидевшие вдали выходили слишком мелкими. Чтобы этого избежать, нужно было увеличить размер фигур первого плана. Репин сделал это виртуозно. Жизненность сцены, передача пространства таковы, что на должном расстоянии создается впечатление полной иллюзии происходящего. Прежде чем приступить к картине, художник посещает заседания Государственного Совета и создает многочисленные этюды с натуры. Эти этюды-портреты - верх живописного мастерства, блеск техники и остроты психологической характеристики.
По оригинальной и в то же время естественной композиции «Государственный Совет» лучший из групповых портретов, появившихся в XIX-XX веках.
Композиционные линии уводят глаз к главному лицу, к Николаю II. И что же? Это самая неприметная фигура из всех, едва замечаемая благодаря поднятому листу бумаги, особенно мизерная при сопоставлении с высокой представительной фигурой докладывающего статс-секретаря Плеве.
<<< Члены Государственного Совета
Старик-генерал представительной наружности >>>
<<<Оглавление>>>