В. В. Стасов и Н. А. Ярошенко рассматривали вхождение передвижников в Академию как измену прежним принципам и воззрениям, как подрыв демократического искусства - дела, которому Стасов отдавал свою жизнь. Между давними друзьями - Стасовым и Репиным - возникает горячий и длительный спор. Камнем преткновения между ними встала Академия художеств. Экспансивный Репин тянется к новому делу, верит в него, ортодоксальный Стасов не может сойти со своих позиций 60-70-х годов в отношении к Академии. Между ними полное непонимание. Стасов разгневан на «ренегатство» Репина, тот пытается его мягко урезонить: «Особенно преувеличиваете Вы значение перехода в Академию передвижников, - пишет Репин, -... Если Академия дает стены, дает полную автономию преподавателям, полную свободу устройства своих выставок, так отчего же им теперь ломаться. .. Крамской последнее время постоянно твердил Товарищам, что старая Академия совсем одряхлела и что пора передвижникам сделать усилие и взять ее, что нечестно людям, могущим принести пользу молодому поколению, все еще околачиваться в изгнании, если есть возможность применить на деле свои идеи».
Стасов не верил в положительные результаты преподавания передвижников в Академии. Репин на это ему отвечает: «Вы говорите. Академия не нужна. Тогда не нужны и университеты, не нужны и школы рисования, не нужны и школы грамотности... Ох. нет; мы еще ох как дики! .. Во всяком случае, мы не в состоянии закрыть Академию. Передвижники (самое богатое у нас общество художников) не завели ни одной школы учеников за 20 лет!
<<< Исторический процесс второй половины XIX века
Причина расхождения Репина с Товариществом >>>
<<<Оглавление>>>