Исторический процесс второй половины XIX века

Явная усталость и растерянность чувствуются в 90-е годы в высказываниях Репина. Вот что он пишет в 1894 году Е. П. Антокольской из Здравнёва: «Я работаю мало: у меня все еще продолжается какое-то вакантное время. Я не могу ни на чем, из моих затей, остановиться серьезно все кажется мелко, не стоит труда. Я думаю, это болезнь нас. русских художников, заеденных литературой. У нас нет горячей, детской, любви к форме; а без этого художник будет сух и тяжел и мало плодовит. Наше спасение в форме, в живой красоте природы, а мы лезем в философию, в мораль как это надоело». И, точно мечтая об отдыхе, продолжает: «Я уверен, что следующее поколение русских художников... вздохнет свободно, взглянет на мир божий с любовью и радостью и будет отдыхать в неисчерпаемом богатстве форм и гармонии тонов и своих фантазий».

Наивные, идеалистические представления Репина принесут ему тяжелое разочарование, когда он столкнется с формалистическим искусством. В эти годы Репин ищет, но не может найти тему, которая бы его захватила. В нем возникает интерес к педагогической деятельности, желание отдать свои знания и опыт молодежи. Вот отчего ему близок вопрос о реформе Академии художеств, больше того, он его волнует.

Еще в 80-е годы говорили о необходимости коренного ее переустройства и ректором намечали И. Н. Крамского. В 1891 году вопрос приобрел конкретные формы, начали обсуждать новый Устав Академии. В качестве профессоров намечали передвижников - Репина, В. Маковского, Куинджи, Шишкина, Кузнецова, Кившенко, В. Васнецова, Поленова. Двое последних назначены не были.


<<< Реформа Академии художеств

Идеалистические представления Репина >>>

<<<Оглавление>>>