В 1880 году он ездил вместе с юным В. А. Серовым, своим учеником, на юг для сбора исторических материалов и в поисках нужных ему национальных типов. Побывал в Киеве и Одессе, изучал в музеях исторические древности Украины, полтора месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановка, где была собрана замечательная коллекция казацкой старины. Д. И. Эварницкий сильно помог Репину в изучении истории и древностей Запорожской Сечи. В 1888 году Репин вторично поехал на юг вместе с сыном Юрием, на этот раз на Кубань, для поисков дополнительных типов для своей картины. Собранный за две поездки материал был огромен, но Репину и этого было мало, и он для персонажей своей картины использовал как натуру еще многих своих знакомых: генерала Драгомирова - для типа Серко, художника Н. Д. Кузнецова со спины и в рост, В. В. Тарновского для фигуры казака в папахе за столом, Д. И. Эварницкого для писаря и других.
С необыкновенной силой пластической выразительности и психологической экспрессии написаны запорожцы, собравшиеся вокруг строчащего грамоту писаря. Какая в картине масса фигур, сколько разнообразия поз, лиц, характеров, сколько выражений веселья и смеха. Это целая мажорная гамма смеха от раскатистого басового хохота запорожца в красном жупане до визгливого с присвистом смеха старика. А рядом с грохочущим запорожцем старик в польской конфедератке с отвислыми седыми усами. Он молчит, но разящая, как пуля, острота, уже наготове. Он - великолепное выражение скрытого народного юмора. Типы смеющихся запорожцев даны так многообразно, с такой выразительностью, как не давал никто ни до, ни после Репина. А какое богатство аксессуаров!
Легкие ружья в драгоценной инкрустированной оправе >>>
<<<Оглавление>>>