Фон не увязан непосредственно с происходящим на переднем плане и говорит лишь о просторах низовьев Днепра. Отличный по живописи эскиз еще не выражает основную мысль произведения. Над этим-то и будет работать художник в дальнейшем, постепенно идя от жанровости к выражению героико-эпического начала.
Начатая на большом холсте следующая композиция отлична от первого эскиза. Этот вариант был куплен П. М. Третьяковым, находился в собрании Государственной Третьяковской галереи, но в 1930-х годах был подарен Украине и теперь находится в Харьковском государственном музее изобразительных искусств. В нем введено много дополнительных персонажей, некоторые из них войдут в закопченное произведение 1891 года. Совершенно изменен фон.
Даль заполнена мелкими движущимися фигурами. Чувствуется жизнь самой Сечи. Тип атамана Серко иной, чем будет в дальнейшем, тут он красив какой-то демонической красотой. Впоследствии его внешность будет изменена и черты получат национальный характер, выражение спокойной уверенности и мудрой хитрости. Репина не удовлетворяло еще многое в подборе типов и в композиции, хотя сравнительно с эскизом она стала свободнее, более раздвинутой и передний план уже связан с происходящим вдали: ответом султану заинтересована не только группа запорожцев, а волнение чувствуется во всей Сечи. Но и этой картиной Репин был недоволен и начал писать третье, самое большое полотно, законченное в 1891 году. Горячей натуре Репина тема о запорожцах была очень по душе, она не могла ему наскучить, и он работал над ней долго и напряженно.
<<< Идейное содержание картины «Запорожцы»
<<<Оглавление>>>