Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи 3 в. и. э.

Искусство 3 в. необыкновенно ярко и наглядно выражает сложную социальную и политическую историю Рима, борьбу новых идей со старыми отжившими формами мировоззрений античной эпохи. Несмотря на разруху и обеднение империи, в течение 3 в. воздвигается несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений. Эти памятники должны были уверить подданных в богатстве императора и его щедрости.
С конца 2 в. в римской архитектуре все более и более дают себя знать повышенная декоративность и внешняя репрезентативность. Строительство, не имевшее того размаха, которым оно обладало ранее, стремилось компенсировать сокращение объема построек увеличением декоративных элементов в архитектурных памятниках. Ко времени Септимия Севера относится трехпролетная арка Септимия Севера на форуме Романум. Поверхность ее почти полностью покрыта многочисленными скульптурными изображениями.
Термы Каракаллы. В начале 3 в. н. э. в Риме были построены термы Каракаллы — вторые по размеру в Риме. Сооружение представляло собой своеобразный комплекс. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры — площадки для спортивных упражнений, многочисленные помещения, предназначенные для отдыха, библиотечные помещения, магазины и пр. Термы вмещали до 1800 человек одновременно. По конструктивному решению и сложному санитарно-техническому оборудованию термы выделялись среди прочих римских сооружений. Они являются своеобразной энциклопедией архитектурно-художественных и конструктивных приемов, применявшихся в римском строительстве. Это определило в последующее время повышенный интерес к римским термам со стороны крупнейших исследователей античной архитектуры.
Комплекс терм состоял из огромного прямоугольного здания, помещавшегося на террасе, ограниченной по периметру двухэтажными корпусами.
Основные помещения главного здания размещались по его оси: бассейн с холодной водой (фригидарий), большой зал, являвшийся центральным помещением терм — теплая баня (тепидарий) и круглый бассейн с горячей водой (кальдарий). Фригидарий в термах Каракаллы не был перекрыт, тепидарий был завершен тремя мощными крестовыми сводами, кальдарий же имел купольное перекрытие. По сторонам основных помещений фригидария, тепидария и каль-дария находились палестры, окруженные помещениями меньшего размера.


Термы Каракаллы в Риме. План


Термы Каракаллы в Риме. Главный зал. Реконструкция


Стена Аврелиана. В 3 в. при императоре Аврелиане в связи с неустойчивым внешнеполитическим положением Рима город был обнесен мощными оборонительными стенами с высокими башнями. В крепостные стены были включены и некоторые старые здания, например, надгробие 1 в. н. э. в виде пирамиды. Стена Аврелиана, сохранившаяся частично до нашего времени, является единственным в своем роде памятником фортификационного строительства Древнего Рима.
Термы Диоклетиана. При императоре Диоклетиане на рубеже 3—4 вв. н. э. возводятся самые крупные термы, вмещавшие до 3200 человек. Эти грандиозные термы свидетельствуют о подражательности и эклектизме, которые становятся все более характерными чертами римского зодчества. Композиционное решение их не дает почти ничего нового по сравнению с более ранними постройками.
Дворец Диоклетиана. Ко времени Диоклетиана относится также крупный дворец в Спалато (современный Сплит в Югославии). Это сооружение в виде крепости, построенное на западной окраине зарождавшейся тогда восточно-римской империи, показывает отход от античных традиций. Памятник знаменует возникновение новой византийской архитектуры.
Катакомбы. Новые черты ясно выступают в памятниках, связанных с христианской религией. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы — подземные галереи и помещения, прокладываемые могильщиками — «фоссорами» за пределами города, обычно в мягком туфе, в виде сложной сети улиц-коридоров, тянувшихся на многие километры. В катакомбах первые христиане хоронили своих собратьев по религии и там же совершали поминки, молились. Подземные ходы-галереи имели обычно около 1 м в ширину и до 3—4 м в высоту. Иногда эти галереи располагались друг под другом в несколько ярусов. В стенах коридоров делались прямоугольные выемки — «локупи», в которых клали покойников, завернутых в саваны, без гробов. Отверстия «локулей» закрывали каменной или терракотовой плитой. Входы в катакомбы прикрыты небольшими постройками, так называемыми цимитериальными камерами, имевшими форму квадрата с примыкавшими к нему с трех сторон полукруглыми абсидами. Катакомбы окружают Рим сплошным кольцом. Наиболее известными являются катакомбы Каликста, Себастьяна, Домициллы, Присциллы. К концу 4 столетия погребения в катакомбах сокращаются, а с середины 5 в. прекращаются вовсе.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи 3 в. и. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Изобразительное искусство Римской империи 3 в. и. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>