Рим в 3. в. н. э.
Тяжелые потрясения, пережитые Римской империей в правление последних Антонинов, явились закономерным результатом начавшегося кризиса рабовладельческого общества. После убийства Коммода в 192 г. вспыхнула гражданская война между военачальниками римских армий. В результате кровопролитной борьбы к власти пришел Септимий Север. Династия Северов правилаРимской империей в течение 40 с лишним лет (193—235 гг.). В отличие от Антонинов, стремившихся расширить социальную базу принципата, Септимий Север и его преемники опирались прежде всего на войско. Углубляется процесс про-винциализации и варваризации армии. Внутреннее положение империи продолжало ухудшаться. Об этом ясно свидетельствуют неудачные попытки Северов восстановить мелкое и среднее землевладение, систематические раздачи хлеба, расширение алиментаций, строительство, призванное не только прославить правителей, но и дать заработок городскому плебсу, рост налогов и необычайная строгость при их взыскании. Декрет Каракаллы (212 г.) о распространении прав римского гражданства почти на все свободное население империи не облегчил положения масс. Непрочность власти, опирающейся только на войско, обнаружилась в последующих событиях: Каракалла был убит заговорщиками, насильственной смертью погиб и его преемник Макрин. Такой же была участь последних представителей династии — Элагабала и Александра Севера. Начинается острый политический кризис, охвативший всю империю. Его наиболее ярким проявлением была частая смена императоров, отпадение провинций, появление в разных частях империи самостоятельных правителей. Усилилось наступление соседних народов, особенно на северных и восточных границах империи.
В области социальной кризис характеризовался массовым бегством колонов и рабов, запустением целых областей, развитием разбойничества, массовыми революционными движениями, подобно движению багаудов в Галлии, буколов в Египте, монетариев в Риме. В экономической жизни наблюдается деградация сельского хозяйства, резкий упадок ремесла и торговли. Неуклонно снижается производительность рабского труда и труда колонов. Упадок хозяйственной жизни усугублялся финансовым кризисом, отсутствием безопасных путей сообщения, хозяйственной децентрализацией, наступившей в результате политического кризиса и самостоятельного развития ремесла и торговли в провинциях. Повысилось значение земельной собственности, растут латифундии, происходит постепенная натурализация хозяйства.
Кризис 3 в. носил всеобъемлющий характер. Это был кризис рабовладельческой экономики, социальных отношений, рабовладельческого государства и культуры. Характерными признаками кризиса рабовладельческой культуры является огрубение нравов, пессимизм и широкое распространение христианства. Христианство родилось как религия угнетенных, потерпевших поражение в борьбе с угнетателями. В этих условиях единственным выходом становилась религия. Оно обращалось «ко всем страждущим и обремененным», провозглашало всеобщее равенство, проповедовало уважение к труду и бедности. Ранних христиан объединяла вера в приход спасителя, ненависть к рабовладельческому Риму. Римское государство подвергало христиан гонениям. Однако в конце 2 в. и особенно в 3 в. происходят перемены в социальном составе христианских общин. Под влиянием кризиса и морального разложения господствующих классов к христианству начинают примыкать представители знати. Они несут в христианские общины свое имущество и свою идеологию. Складывается церковная организация. Христианство становится мировой религией, дополняющей мировую империю. В учении христиан на первый план выдвигается проповедь смирения и покорности, непротивления злу насилием. Все это подготавливает союз церкви с государством и ставит христианство на службу господствующим классам.
<<< Античное искусство. Искусство Рима. Изобразительное искусство Римской империи во 2 в. н. э.
Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи 3 в. и. э. >>>