Если в искусстве 7 в. до н. э. преобладали образы животных — реальных и фантастических, то теперь человек становится главной темой искусства. Появляются новые сюжеты в росписи и в рельефе: заупокойный мир, оплакивание, охота, спортивные и гладиаторские состязания. В росписях встречаются элементы пейзажа: деревья, цветы.
Форма художественного выражения в 6 в. до н. э. во многом условна. Так, например, в живописи и рельефе при изображении человека корпус показывается в фас, а бедра в профиль. При профильном положении лица глаза изображаются в фас. Условна и раскраска тел: мужских — темно-коричневым, женских — светлым. Но постепенно этрусские мастера овладевают правильным построением пропорций. Уже в 6 в. до н. э. они начинают пытаться передавать сложные движения. Это можно видеть в гробницах: «Авгуров», «Львиц», «Расписных ваз», «Старика», «Девочки». Большое внимание в этот период уделяется натюрморту — различной утвари, мебели, одеждам.
В отличие от греческой этрусская скульптура создавалась не из мрамора (залежи которого были открыты на территории Италии лишь в 1 в. до н. э.), а из глины и бронзы, либо из местных пород камня — известняка и травертина.
Замечательными образцами терракотовой скульптуры являются саркофаг с изображением на крышке возлежащих супругов (Рим, Вилла Юлия), статуя Аполлона и часть статуи Гермеса из Вей (Рим, Вилла Юлия), а также многочисленные терракотовые раскрашенные антефиксы (антефиксы — украшения из мрамора или терракоты, помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон храмов) с головами Силена и Менады.
С первой половины 5 в. до н. э. усиливается влияние греческого классического искусства, что порявилось в изменении пропорции фигур в этрусской живописи и скульптуре. Фигуры становятся более стройными, тип лица приближается в середине 5 в. до н. э. к классическим формам.
<<< Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство 8—7 вв. до н. э.
Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство второй половины 5—4 вв. до н. э. >>>