Ионийские мастера первые поставили проблему изображения глубины пространства посредством ракурсов; в многофигурных фризах — многопланностью и большей пластичностью и объемностью.
Замечательный памятник был создан в 525 г. до н. э. — это сокровищница сифносцев в Дельфах с ее фронтоном и фризом (Дельфы, Музей). Новые композиционные построения, раскрывающие трехмерность пространства в группах и отдельных фигурах (например, павший гигант), говорят о постановке новых проблем в искусстве. На синем фоне четко выделялись обнаженные части человеческих фигур, оставленные в цвете мрамора; волосы были даны красным цветом, одежда красными, синими и сине-зелеными тонами.
Аттическая керамика. Производством художественных расписных ваз было занято множество гончаров и художников во многих городах Греции и в 6 в. до н. э. Теперь, кроме Коринфа и городов Ионии, вывозит за пределы Греции в огромном количестве керамические изделия и Аттика. В течение почти всего 6 в» до н. э. господствует в вазовой росписи силуэтная или «чернофигурная» техника. Эта чисто керамическая техника и изобразительные ее средства во многом условны. Чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными достоинствами и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой или оранжевой глины.
Клитий и Эрготим. Прославленным памятником аттического искусства 560 г. до н. а. является чернофигурный кратер «Франсуа» (Флоренция, Археологический музей), названный так по имени археолога, открывшего эту вазу в этрусской могиле, на кратере есть подписи гончара Эрготима и художника Клития. Сосуд украшен росписью, состоящей из пяти поясов с девятью мифологическими сценами; почти у каждой из двухсот фигур надпись, объясняющая, кто здесь нарисован. Сцены изображают шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды, битву лапифов с кентаврами, охоту на калидонского вепря и другие эпизоды.
Композиции росписи вазы столь разнообразны и сложны, что есть основание предполагать здесь повторение какого-то, теперь утраченного образца монументальной живописи.
Самыми значительными мастерами чернофигурной вазовой росписи третьей четверти 6 в. до н. э. были Амазис и Эксекий.
Амазис. Сохранилось несколько ваз с подписью Амазиса как владельца мастерской, но так как эти вазы расписаны одной рукой, полагают, что роспись сделана самим Амазисом.
Интересна его амфора со сценой сбора винограда силенами (Вюрцбург, Музей). Фигуры силенов полузвериного облика остро комичны, движения ярко выразительны.
Следует здесь заметить, что комический образ в греческом искусстве 6 в. до н. э. нашел свое место в мелкой пластике (терракотах) и особенно в многочисленных росписях на вазах.
Эксекий. Великим художником третьей четверти 6 в. до н. э. в Аттике был Эксекий, создавший сцены на сюжеты героических или драматических мифов.
Одним из лучших произведений Эксекия является амфора с двумя композициями: Ахилл и Аякс, играющие в кости, и Кагтор и Полидевк (Рим, Ватикан).
Другим широко теперь известным произведением Эксекия является чаша, роспись внутри которой изображает Диониса, плывущего в лодке (Мюнхен, Музей античного прикладного искусства). Это пример замечательной композиции в круге.
Краснофтурная керамика. В 530—525 гг. до н. э. появляется новый способ росписи ваз — краснофигурный, т. е. фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком; детали в такой технике не надо процарапывать, их можно рисовать линиями разной толщины, т. е. гуще и темнее или светлее.
Новая техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать подробно мускулатуру, одежду в мелких складках, узоры и кайму, тонкие пряди волос и мелкие локоны.
Андокид. Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской аттического мастера Андокида, где работали первоклассные рисовальщики. Некоторые вазы Андокида исполнены двумя приемами: с одной стороны, ваза имеет роспись чернофигурную, с другой — краснофигурную. Например, амфора в Мюнхене.
Эвфроний. Одним из крупнейших аттических художников конца 6—начала 5 в. до н. э. по праву считается Эвфроний. Его знаменитая роспись на кратере «Борьба Геракла и Антея» (Париж, Лувр) носит подлинно монументальный характер. Сцена полна огромной эмоциональной силы. Главные фигуры охарактеризованы очень ярко: греческий герой Геракл противопоставлен грубому дикому Антею, с косматой гривой волос. Образ Антея в трактовке Эвфрония выступает воплощением варварской силы.
Эвфроний не столько ищет новых композиционных решений и новых приемов передачи глубины пространства, сколько создает новые, более реалистические образы и большое внимание уделяет анатомии человека.
Расписные стелы. Подлинными памятниками греческой аттической живописи последних десятилетий 6 в. до н. э. являются: мраморная стела Лисия (Афины, Национальный музей), фрагмент мраморной стелы из Суниона (в Аттике), расписанные в технике темперы.
Они позволяют составить представление о палитре греческого живописца. Перед нами по-прежнему еще раскрашенный (красным, синим, черным) рисунок с резко обозначенным контуром, с четко прорисованными деталями.
<<< Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Скульптура 6 в. до н. э.