Искусство Вьетнама.

Вьетнам, долгое время находившийся под властью французских колонизаторов, в 30-х годах нашего века в области искусства испытывал влияние Франции.
Открытая в 1925 году Школа изящных искусств в Ханое воспитывала главным образом проживавших во Вьетнаме французов, однако и среди вьетнамцев появилось несколько живописцев маслом, стремившихся применить свои новые знания к особенностям национальной пластики и колорита (То Нгок Ван, Чан Ван Кан). Но через Школу проникали влияния декадентского искусства, особенно усилившиеся к 1937—1938 годам, и оканчивающая ее молодежь не имела ни идеалов, ни патриотических стремлений.
Художественные традиции страны — скульптура, народный лубок, живопись акварелью на шелковых свитках — находились в забвении. Только единичные, сохранившие самобытность мастера при помощи традиционной техники изображали мотивы, почерпнутые из окружающей действительности (например, То Дык Тхуан — «Пристань на Красной реке», гравюра на дереве, 1931—1932; Нгуен Фан Тянь — «Детская игра», шелк, 1931—1932).
Подъем национально-освободительного движения Вьетнама обострил интерес художников к культурному наследию. Возрождаются некоторые виды кустарных ремесел, и на основе древней техники шлифованного лака в 1930-х годах возникает станковая лаковая живопись. До этого многие сотни лет лак употреблялся только для покрытия архитектурных деталей, деревянной храмовой скульптуры и в прикладном искусстве (шкатулки, крышки альбомов, вазы, посуда, ширмы).
Августовская революция 1945 года открыла новые пути художникам-патриотам. Однако еще несколько лет войны Сопротивления (1946—1954) понадобилось для того, чтобы закрепить завоевания народа в Северном Вьетнаме.
Вьетнамские художники покинули города, сопровождали войска, делали зарисовки бытовых эпизодов, создавали агитационные плакаты-листовки для французских солдат.
Обучение молодежи происходило в джунглях. Организованное там в 1950 году художественное училище возглавил ведущий мастер старшего поколения То Нгок Ван, творчество которого претерпело заметные изменения под влиянием освободительной борьбы.
Закончив в 1930 году Школу изящных искусств и оставшись там преподавать, То Нгок Ван работал в технике масляной живописи. Его одухотворенные подлинной человечностью и чисто национальным чувством пластики произведения («Лодки на реке Хыонг», 1935; «Девушка с лилиями», 1943; «Сестры с младшим братом», 1944) оставляют впечатление мягкой грусти и отрешенности от жгучих жизненных проблем, сотрясавших Вьетнам перед революцией. «Девушка с лилиями») — существо нежное и гибкое, подобно цветку, грациозно изогнутому и мерцающему восковыми лепестками. При некоторой утонченности искусство То Нгок Вана в целом было чуждо холодным формалистическим исканиям. Примерно по тому же руслу развивалось творчество другого талантливого вьетнамского художника — Чан Ван Кана, убежденного реалиста, мастера портрета («Сестра Туй», 1943).
Война Сопротивления изменила идеологию художников, вовлекла их в борьбу за независимость и свободу. Пассивное созерцание сменилось энергией и сознанием полезности своего дела.
В папках и альбомах То Нгок Вана скопилось более 200 зарисовок боевых эпизодов, набросков героических партизан, сцен из быта крестьян освобожденных районов. К сожалению, То Нгок Вану не суждено было реализовать свои многочисленные материалы: он погиб во время военных действий.
Написанная во время войны картина на шелке Чан Ван Кана «Мама! Я прочту тебе газету» (1954) свидетельствует о том, что и этот мастер старшего поколения проникся новыми темами, трактуя их, быть может, поначалу и несколько декларативно. В композиции, изображающей семью бойца-инвалида, читающего газету неграмотной матери, слишком ощутимы литературное начало, схематичность построения. Но постепенно Чан Ван Кап нашел убедительный и своеобразный язык.
Его картина «Орошение» (1958), выполненная в технике лаковой живописи, привлекает своим национальным, идущим от народного лубка, ритмическим началом и звучностью цвета. Традиционные приемы очень удачно сочетаются с новым содержанием. Вся плоскость картины представляет поле. Дружные, почти танцевальные движения женщин, орошающих землю, создают внутренний ритм. Фигуры решены в теплом, красно-коричневом колорите. А на переднем плане вертикальными рядами вздыбились зеленые побеги.
Эволюция творчества То Нгок Вана и Чан Ван Кана характерна для всего развития современного вьетнамского искусства, возмужавшего за восемь лет войны Сопротивления.
В 1957 году была создана Ассоциация вьетнамских художников. Героический подвиг в освободительной борьбе и счастье мирного труда — две основные темы, определяющие направление современной вьетнамской живописи (Нгуен Хием — «Битва под Там By», 1956, гуашь; Фан Кэ АН — «Жатва во Вьет-Баке», 1955, лак).
Связь искусства с народными массами немыслима без развития национальных традиций. Естественно поэтому обращение художников к технике живописи по лаку. В самые трудные времена, в 1948 году, в провинции Вьет-Бак в соответствии с решениями съезда работников культуры и искусства было создано несколько студий лаковой живописи. В чаще горных джунглей, окруженные природой, в которой преобладали голубые и зеленые тона, среди партизан, одетых в темно-синие одежды, и солдат в серо-зеленых защитных костюмах, писали художники свои первые произведения.
Из работ, посвященных героической борьбе партизан, особой красотой колорита, гармонией холодных тонов и тонкостью исполнения отличается «Ночной поход» (1957) Нгуен Хиема. Лунный свет окутывает зеленую чащобу джунглей, ажурные пальмовые ветви, огонек походного костра и силуэты солдат Народной Армии, переправляющихся через реку по тонкой бамбуковой шаткой жерди. Картина пронизана ритмом поступательного движения и впечатляет своей романтической эмоциональностью.
Близка по настроению живопись Фан Кэ Ана «Воспоминание о вечере в Тай-Баке» (1955). Задумчивое состояние природы в закатный час подчеркивает суровую неизбежность ратного труда партизан.
Если описанные произведения закономерно решены в монохромной тональности, картины из жизни освобожденных районов и пейзажи требуют более яркой и разнообразной цветовой гаммы.
В палитре вьетнамских художников имеются теплые тона, применяется инкрустация лака золотом, серебром, скорлупой утиных и куриных яиц, перламутровыми раковинами моллюсков. Зачастую изображение дается на красном, золотом или черном фоне, подобно палехским росписям или иранской миниатюре. Это придает вьетнамским лакам определенную условность, идущую от древней национальной традиции. Но «драгоценность» живописной техники и ее традиционность отнюдь не являются самоцелью и, главное, не противоречат современной теме. Более того, лаковая живопись с ее монументализацией образов и тщательным отбором деталей имеет большие возможности художественного обобщения. Например, «Бамбук» Чан Динь Тхо (1957) — звенящие золотые веточки на фоне алого заката, озаряющего небо и воду, — праздничный символический образ освобожденной Родины.
Одновременно с лаковой живописью вьетнамские художники возрождают живопись на шелке и развивают масляную живопись, которая теперь преподается в высших художественных учебных заведениях. Важное значение приобрели за последние годы скульптура и различные виды графики.
Выразительное и своеобразное искусство Демократической Республики Вьетнам представляет одно из самобытнейших явлений современной художественной жизни.

<<< Искусство Кореи.

Искусство Японии. >>>

История искусства >>>