Среди румынских живописцев среднего поколения наибольшее внимание привлекает Корнелиу Баба (р. 1906). Его «Отдых в поле» (1954) — выдающееся художественное произведение. Прекрасно найдены образы героев картины, отличающиеся глубиной характеристики. Глубоко продуманное расположение фигур — участников сцены — сохраняет в то же время характер естественной группировки. Простота и лаконичность живописных средств придают значительность всей сцене, превращают частный эпизод в обобщенную картину народной жизни. Полотно это — одно из звеньев задуманного художником цикла на тему о крестьянском восстании 1907 года.
Баба много и успешно работает над портретом. Его портреты замечательного писателя Михаила Садовяну (1953), коллекционера и историка искусства Е. X. Замбакчана (1957), женщин и крестьян — это мужественные, выразительные, яркие образы, говорящие о богатстве и значительности внутреннего мира его героев. В произведениях Баба все кажется построенным на творческом изучении живописи старых мастеров, но одновременно в них звучит голос современности. Это качество определяется прежде всего пониманием художником сущности явлений, пониманием, рожденным опытом нашего времени.
Творчество Александра Чукуренку (р. 1904) характеризуется страстностью чувств и свежестью живописных ощущений. Он как будто спешит, охваченный желанием сохранить стремительность внутреннего движения события или сцены. Отсюда некоторая незаконченность, эскизность исполнения, но вместе с теми динамичность его работ. Характерные его произведения — «Анна Ипатеску, участница революции 1848 года» (1948). Повстанцы направляются к зданию парламента. Толпа заполняет пространство холста и, срезанная его краем, как будто продолжается далеко за его пределами. Взволнованная, размашистая живопись широкими мазками подчеркивает стремительность движения народной массы.
Картины Штефана Сэни (р. 1913) также построены на создании общего эмоционального состояния или настроения. Он стремится к обобщению, освобождению от деталей, скупой, но точной характеристике действия. Таковы картины «Сплавщики леса» (1948), «Подпольная типография» (1949). Картина «Похороны партизана» (1958) обнаруживает поиски более монументального решения и драматического настроения. По своему живописному выполнению картины Сэни приближаются к декоративному панно, написаны крупными плосковатыми пятнами несколько приглушенных тонов.
Из работ Октавиана Ангелуца (р. 1904) выделяется проект монументальной росписи «Проба стали» (1958). Это произведение выражает героику, пафос созидательного труда.
Гаврил Миклоши (р. 1912) запечатлел в картине «Гривица в 1933 году» (1954) восстание рабочих железнодорожных мастерских. Картина интересна исторической правдивостью изображения события, продуманностью действия и обстановки.
Ион Жаля (р. 1887) — один из выдающихся мастеров румынской скульптуры старшего поколения. В «Портрете крестьянина» скульптор поднимается до высокого социального обобщения, до создания национального типа румынского землепашца. В нем выражено богатство внутреннего мира простого человека и переданы тяжесть крестьянской жизни, жизненный опыт, формирующий характер и закаляющий волю. Художник продуманно выбирает материал для воплощения задуманного образа — суровый серый камень, твердость и неподатливость которого органически отвечают решению поставленной задачи. Жаля создает живописный барельеф «Император и пролетарий» (1955), развертывая сцену чтения поэтом Эминеску своей революционной поэмы. Строгая композиция сочетается с живостью движения, психологической правдивостью отдельных персонажей.
Корнел Медря, обладавший ярким художественным дарованием и большой профессиональной культурой, добивался выражения в материале движения и внутреннего напряжения. Его «Микеланджело» создает трагическое ощущение скованной силы и дает глубокую оригинальную трактовку образа.
В работах этих представителей старшего поколения особенно ясно сказываются освобождение румынской скульптуры от старых модернистских тенденций и уверенный переход на реалистические позиции.
Творчество Иона Иримеску (р. 1903) отличается эмоциональностью, психологизмом, остротой индивидуальной характеристики образа, выразительной лепкой формы. В портрете художника Корнелиу Баба (1946) суровая простота и скупость трактовки, чеканная заостренность черт создают впечатление сильного, целеустремленного характера, внутренней собранности и твердой воли изображенного человека. Портрет дирижера Антонина Чолана отличается мягкой и взволнованной эмоциональностью. В поколенной статуе «Сталевар» (1954) Иримеску создает одухотворенный образ рабочего социалистической Румынии, делая шаг вперед в поисках создания пластического образа трудового человека в современной румынской скульптуре.
Константин Бараски (р. 1902) в своих работах стремится к уравновешенности и завершенности пластического образа. Ему принадлежат монумент в честь Советской Армии в Бухаресте (1946), ряд интересных портретов, в том числе портрет Максима Горького.
Успешно развивается графическое искусство современной Румынии. В последние годы формируется самостоятельная школа эстампа. Серьезным профессиональным мастерством отличаются гравюры на дереве Бела Ги Сабо (р. 1905), за которым следуют многие более молодые художники. Гравюры Сабо построены на внимательном рисунке, детально передающем предмет изображения. Однако подробность разработки не мешает граверу добиться цельности общего художественного решения.
В области иллюстрации особенно плодотворно работает Жюль Перахим (р. 1914). В его произведениях чувствуются неистощимая изобретательность и богатство воображения. Художник достигает большого успеха в рисунках к народным повестям и басням; иллюстрации выполнены в литографии процарапыванием — техникой, которой он замечательно владеет. Новым успехом Пера-хима стали его литографии к книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». В них он применяет четкие черные силуэты, крупные пятна заливки, которые помогают передать динамику сцен революционных событий. Перахим — один из крупнейших румынских мастеров политической карикатуры, получившей в народной республике широкое развитие.
В области станкового рисунка меткостью и точностью наблюдения натуры и вместе с тем глубоким чувством величия трудового человека отличаются рисунки тушью Пауля Эрдеша (р. 1916), изображающие крестьян, шахтеров и металлургов.