Творчество Стояна Венева (р. 1904) отличается широким размахом тем и образов, живостью и разнообразием исполнения. «Встреча Советской Армии в Болгарии» (1945) кажется красивым декоративным панно с четкими линиями очертаний и плосковатыми пятнами цвета, выдержанными в светлой серо-розовой гамме. «Прощание» (1952) и «Возвращение партизана» (1954) — картины с подчеркнутой приподнятостью психологических характеристик и резкими светотеневыми контрастами плотной, тяжеловатой живописи — развивают традиции болгарской реалистической классики в соединении с новым, революционным содержанием. Бытовая сцена «Веселый год» (1957) — деревенские старики, собравшиеся за столом отпраздновать богатый урожай,— насыщена здоровым народным юмором.
Оригинально творчество старейшего болгарского живописца Владимира Ди-митрова-Майсторы (1882—1962). Майстора в поисках красоты и выразительности цвета и ритма опирается на народное искусство. В картинах «Все для фронта», «Жница» (обе — 1945) крестьянские женщины и их самоотверженный труд передаются в напряженных контрастах синих, красных, желто-зеленых пятен. В живописи звучат трагические ноты времен тяжелых испытаний войны. Более поздние картины обладают внутренней уравновешенностью, но в них сохраняется волнение художника, восхищенного красотой и здоровьем счастливой молодости. В «Портрете девушки» (1952) на свежей зелени листвы, заполнившей весь фон картины, с вкрапленными в нее золотистыми плодами, вырисовывается нежное лицо крестьянской девушки. На светлую кожу лица ложатся легкие тени. Создается настроение душевной ясности, поэтического жизнеутверждения.
Яркой художественной индивидуальностью отличается Цанко Лавренов (р. 1896). Он опирается на народные традиции старой болгарской живописи. Как иконописцы, он пишет на дереве и использует звучные, торжественные тона, старинные приемы наложения красок и четкий линейный рисунок. Все это придает особый характер его архитектурным пейзажам —• «Старый Пловдив» (1946), многочисленные виды Хилендарского, Рильского и других монастырей. Эти приемы успешно применяются художником и для изображения новых мотивов — «Плотина им. Басила Коларова» (1956). Своеобразная стилизация не лишает жизненности и внутреннего богатства эти произведения, столь современные при своей опоре на старину.
В области скульптуры наиболее продуктивно работают Иван Лазарев и Иван Фунев. Иван Лазарев (1890—1952) высекает свои фигуры из твердого зернистого камня. Монументальное обобщение сочетается в его работах, например в «Мойщице» (1949), с большой живостью движения и правдивостью образной характеристики.
Скульптура Ивана Фунева (р. 1900) отличается простотой и непосредственностью наблюдения и средств выражения. Лучшие его работы — статуя «Партизан» для памятника в городе Златица (1945) и группа «На корейской земле» (1952). Под руководством Фунева группой скульпторов были выполнены многофигурные скульптурные композиции на памятнике, посвященном Советской Армии, в Софии (1953) — сложные сцены, содержащие большое разнообразие типов и движения.
Многие молодые скульпторы Болгарии идут по пути, начатому Фуневым, в поисках простоты и реальности образа добиваясь ясного повествования, четко раскрывающего идейный замысел произведения. Особенно характерны работы Николы Терзиева (р. 1927) — бронзовая «Девушка из Родопов» (1953).
Болгарские граверы на дереве составляют школу, объединенную реалистическим характером изображения, интересом к развертыванию сложного действия в композициях, посвященных темам революционной борьбы, народного труда и быта. Роль зачинателя этой школы принадлежит Василю Захариеву (р. 1895), известному своими архитектурными пейзажами, точно нарисованными и обладающими тонкой разработкой светотеневых отношений. Его ученики Веселии Стайков (р. 1906), Сидония Атанасова (р. 1909) и Димитр Драганов (р. 1908) посвящают многие свои гравюры темам борьбы болгарского народа за свободу.
<<< Искусство Стран Социалистического Лагеря. Общая характеристика.