Античное Искусство. Искусство Греции. Искусство 11—8 вв. до н. э. Изобразительное искусство.

Протогеометрические вазы. Известное представление об изобразительном искусстве Греции этого периода можно составить по расписной керамике и мелкой пластике.
Связующим звеном между эгейской культурой и греческой являются сохранившиеся в небольшом количестве расписные вазы так называемого «протогеометрического» стиля 11—начала 10 в. до н. э. Орнаментация их бедна; она состоит из простых и волнистых линий вокруг тулова вазы или концентрических кругов, расположенных в виде фриза. Однако традиции ремесла прошлых эпох не забыты. Как и в предшествующие эпохи, применяется гончарный круг, в основе керамической техники лежит хорошая обработка глины, по-прежнему используется блестящий лак, которым наносятся рисунки.
Геометрические вазы. В 10—8 вв. до н. э. развивается «геометрический» художественный стиль, называемый так потому, что все орнаменты и даже изображение человека и животного на плоскости построены из простейших геометрических элементов — прямой и ломаной линий, треугольника, круга.
Вазовая роспись геометрического стиля была распространена по всей материковой Греции, на островах Эгейского моря и в малоазийских греческих городах, но всюду имела свои локальные особенности. Наиболее яркое выражение геометрический стиль нашел на вазах аттической работы. Вазы разнообразных форм: амфоры, кратеры, кубки были открыты в предместье Афин — Керамике, где жили и работали гончары, и в некрополе около городских Дипилонских ворот, откуда и название этой группы сосудов — «дипилонские» вазы.
9 в. до н. э. — время расцвета декоративного геометрического стиля; тогда же появляется в росписях ваз орнамент меандр, который прочно входит в декоративное искусство античного мира. Роспись на вазах сделана коричневым лаком, но в зависимости от обжига он бывает почти черного, коричневого и красного оттенков. Узоры, расположенные поясами по всей вазе, представляют собой многочисленные комбинации зигзагов, треугольников, четырехлепестковых розеток, концентрических кругов и свастики — магического знака, символизирующего страны света.
С конца 9 в. до н. э. начинают встречаться на вазах изображения животных — козла, коня, водоплавающих птиц и человека.
Перед мастерами, для которых привычным делом было составление орнаментов, встала новая^и трудная задача изображения человека, а умения передать новую тему еще не было, кроме навыка рисовать геометрические узоры.
Сначала человеческая фигура рисуется силуэтно, голова показана в профиль, корпус в фас, ноги в профиль. Также схематически нарисованы и животные.
Примером такого рода рисунка могут служить сцены похоронных обрядов, изображенные на больших (около 1×12 м высоты) дипилонских вазах в форме амфоры (Афины, Национальный музей) или кратера, служивших надгробными памятниками богатым представителям аристократических родов.
Эти многофигурные композиции вписаны в общую декорацию вазы и представляют собой сцены оплакивания покойного, похоронное шествие, конные состязания в память умершего. Такие ристалища описаны в поэмах Гомера.
Во второй половине 8 в. до н. э. с развитием общественной жизни Греции расширяется круг сюжетов (историческую характеристику второй половины 8 в. до н. э. см. дальше). Теперь мы видим на вазах сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыкантов, атлетические состязания и мифологические образы. Фигура человека рисуется правдивее, на лице обозначается не только нос, но и подбородок, рисуются также волосы и одежда.
Скульптура малых форм. Геометрический стиль проявился также и в скульптуре. Мелкая пластика 9—8 вв. до н. э. выполнена из глины, бронзы, кости. К началу 9 в. до н. э. относятся глиняные фигурки идолов, с неестественно длинной шеей, едва намеченными чертами лица, с грубо вылепленными ногами. В статуэтках 8 в. до н. э. достигнуто более правильное построение человеческой фигуры, сделаны первые попытки промоделировать лицо, руки и ноги. Однако корпус по-прежнему еще решается в виде плоского треугольника. Фигурки всадников, воинов, пахаря, коней, оленя, группы: герой, борющийся с кентавром (Нью-Йорк, Метрополитен-музей), охотник с собаками и диким зверем представляют собой дарственные в храмы статуэтки.
В рассмотренном этапе греческого архаического искусства особенно следует выделить вторую половину 8 в. до н. э. — период экономического и политического господства родовой знати, основанного на примитивных формах землевладения и рабовладения.
В течение этого столетия утверждается главная тема в искусстве — человек, впервые появляются в греческом искусстве многофигурные композиции.

<<< Античное Искусство. Искусство Греции. Искусство 11—8 вв. до н. э.

Античное Искусство. Искусство 7—6 вв. до н. э. Греция архаической эпохи. >>>

Иллюстрации к разделу >>>