Беспредметничество не существовало в начале 20 века в качестве самостоятельного направления. Геометрический абстракционизм («супрематизм»), изобретенный Малевичем (1878—1935) в России и Мондрианом (1872—1944) в Голландии, умещался в рамках кубизма. Он продолжается в наши дни Ф. Гларнером (Швейцария) и некоторыми другими художниками. Внутри экспрессионистического направления развивалась другая ветвь беспредметничества, выражавшая экспрессионистические идеи подсознательного в форме сочетания произвольных пятен и линий, освобожденных не только от функции воспроизведения чего-либо реально существующего, но и от всякой преднамеренной определенной формы. Этому якобы чисто интуитивному сочетанию его творцы приписывали самодовлеющее эстетическое и философское значение как выражение извечного инстинкта, не познаваемого и не контролируемого разумом. В послевоенные годы буржуазия превратила разросшийся в особое течение абстракционизм в наиболее покровительствуемое направление современного искусства капиталистических стран. В новом ответвлении беспредметничества, так называемом «ташизме» (от французского слова «таш» — пятно), появившемся в 30-е годы, исчезла всякая логика и воцарился абсолютный субъективный произвол, не контролируемый сознанием хаос. Все разновидности абстракционизма, опирающиеся на теорию примата подсознательного, обычно называют общим наименованием «абстрактного экспрессионизма». Объявляя своим предтечей Василия Кандинского, абстракционисты этого толка считают.основателем течения прежде всего американца Джексона Поллока (1912—1956). Известнейшими представителями абстракционизма в США считаются также Марк Тоби (р. 1890), Уильям де Кунинг (р. 1904) и Марк Ротко (р. 1903). В Европе такое же положение занимают Никола де Сталь (1914—1955), Ганс Хартунг (р. 1904), Жан Фотрие (р. 1898).
В США местный вариант ташизма называют обычно «искусством действия». Теоретики этого направления выдвинули нелепое утверждение, что главное в искусстве не его конечный результат — произведение, но только наслаждение, испытываемое художником от моторного действия при наложении красок или моделировании объемной формы,— в этом они видят единственную цель и смысл занятия искусством. Тогда возникают картины, в которых краска вылита на холст прямо из банки, нанесена проехавшей по холсту велосипедной шиной; применяется наклейка кусков дерева, тряпок, штукатурки, гвоздей и прочих найденных в отбросах предметов. Таким образом, картина превращается в бессмысленную комбинацию различных материалов, совершенно чуждых всякой живописи.
Новейшим выводом теории абстракционизма стало утверждение, что художник не должен сообщать зрителю никаких определенных мыслей, чувств или настроений. Он должен представлять ему возможность самостоятельно составить любые чисто оптические представления из предложенных художником пятен или объемов.
Так произведения абстракционистов перестают служить средством общения между людьми, перестают быть искусством.