<<< Модернистские течения. Экспрессионизм.
Модернистские течения. Сюрреализм.
Сальвадор Дали (р. 1904), окружающий себя безудержной рекламной шумихой, начал на американской почве с картин, которые он называл «фотографиями снов», проповедующих власть подсознательного и извращенных инстинктов. Таков, например, его цикл «Город параноиков». К 1936 году относится картина, пугающая призраком «Гражданской войны». В 1950 году Дали выступил с призывом к художникам объединиться на единственной общей платформе «Мифологии католицизма». Папская курия признала сюрреализм и вознаградила это выступление заказами на религиозные картины. Дали написал с тех пор ряд картин на религиозные сюжеты: несколько мадонн, в которых иллюзионистически написанные натурщицы позируют в обстановке распадающихся на куски, ускользающих в пространство предметных аксессуаров, «Тайная вечеря» (Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Распятие Христа от святого Иоанна» (Художественный музей, Глазго), в которых мистические идеи передаются при помощи нарочито причудливо, против всякой логики, сочетающихся натуралистических изображений фигур и фрагментов предметов. В начале 50-х годов сюрреализм раскалывается: против Дали выступает группа, возглавляемая чилийцем Роберто Эчауррен Маттой (р. 1912), работавшим в Париже, а затем обосновавшимся в США. Программа Матты заключается в утверждении, что из всех подсознательных инстинктов самый сильный — инстинкт самосохранения. На этом основании он объявляет, что чувство страха, ужаса человека перед опасностями физического уничтожения реального мира в «атомном веке» является наиболее существенной и плодотворной основой художественного творчества и главной вдохновляющей идеей современного искусства. «Дрожащий человек» — характерная для него работа. С Маттой разделяют эту глубоко реакционную, уродливую установку многие сюрреалисты во всех странах капиталистического мира. В их картинах нагромождение отвратительных натуралистических деталей, анатомических срезов, искаженной и разлагающейся материи служит средством передачи крайнего внутреннего распада человеческой личности.