Неореализм.

В конце 1940-х годов во многих капиталистических странах сформировалось движение «неореализма». Это движение вдохновляется принципами народности и реалистического отражения действительности. Ведущую роль в создании этого движения сыграли художники — члены революционных пролетарских партий, имевшие опыт антифашистской борьбы, участники движения Сопротивления. В 1948 году во Франции выступила группа «неореалистов» — Андре Фужерон (р. 1913), Борис Таслицкий (р. 1911) и другие. Особенное негодование буржуазной художественной критики вызывала бытовая картина Фужерона «Парижанки на рынке». Художника обвиняли в измене «чистому искусству», в том, что он сделал свое творчество орудием коммунистической пропаганды. В условиях беспрерывных нападок и зачастую административных преследований группа «неореалистов» во Франции неуклонно ведет свою деятельность, привлекая к себе прогрессивно настроенных художников.
Их творчество отличается большой социальной остротой и эмоциональной яркостью. Лучшими образцами реализма этой группы были рисунки Таслиц-кого, сделанные им еще в концлагере, проникнутые мужественной стойкостью в несчастье и светлой верой в человека, рисунки Фужерона, запечатлевшие образы горняков департамента Севера во время большой забастовки 1950 года, росписи Амблара на тему «Партизаны» в ратуше Сен-Дени (1950). В картинах 50-х годов «Смерть Даниель Казанова» Таслицкого, «Памяти Андре Улье», «Алжирские дети» Фужерона (1958) и других отчасти сказывались неизжитые элементы экспрессионизма, выразившиеся в преувеличении, деформации образа. К концу этого десятилетия Фужерон и другие художники группы в поисках создания образа положительного героя нашего времени, рабочего человека современности, постепенно освобождаются от пережитков экспрессионизма, приходят к оптимистическому утверждению реальности — «Воскресное утро» Фужерона (1959), «Добрый самаритянин» Таслицкого (1960), пейзажи и бытовые сцены Анны-Мари Лансьо.
В 1948 году состоялась выставка группы прогрессивных итальянских художников в Болонье, положившая начало движению «неореализма» в этой стране. Во главе этого направления стояли Ренато Гуттузо (р. 1912), Габриеле Мукки (р. 1899) и некоторые другие. Лучшие их произведения «Допрос» (1950, Милан), «Расстрел патриотов» (1952, Милан) и «Битва Гарибальди у моста Аммиральо» (1951—1952, Милан) Гуттузо, «Отдыхающий рыбак» (1954) и «Пражское восстание» (1952, Национальная галерея, Прага) Мукки явились важным вкладом в развитие реалистического искусства современности в Западной Европе.
Выставка произведений Ренато Гуттузо в СССР в 1961 году показала, что его творческий путь способствует формированию необычайно мощного, современного художественного языка и выразительных средств западноевропейского реалистического искусства середины 20 столетия. Гуттузо является одним из крупнейших художников нашего времени, за которым следуют многие молодые мастера.
В Италии неореализм приобрел особенно широкий размах и завоевал крепкие позиции в художественной жизни страны. Многие из неореалистов занимают места профессоров академий и играют существенную роль в профессиональных организациях итальянских художников. В процессе развития движения к нему примыкают талантливые молодые художники, среди которых для примера можно назвать Джузеппе Дзигайна (р. 1924), Уго Аттарди (р. 1923), Анну Сальваторе (р. 1924).
Новый подъем демократического движения английских художников начался в 1951 году выставкой в г. Карлейле, посвященной жизни и борьбе рабочего класса. В повторяющихся в последующие годы выставках, проводимых под лозунгом борьбы за мир, вместе с их инициаторами — представителями более молодого поколения выступали старейшие крупнейшие мастера Огастос Джон, Джекоб Эпстайн и другие. В числе наиболее значительных представителей нового реалистического движения в Англии следует назвать уже упомянутых выше рисовальщика Поля Хогарта (р. 1917), живописцев Клиффорда Роу (р. 1904) и Эрна Брукса, скульптора Бетти Ри (р. 1904).
Аналогичные явления с большей или меньшей силой развиваются в искусстве всех стран капиталистического мира. Характерной чертой «неореализма» и близких к нему реалистических групп в различных странах является очень большое разнообразие творческих приемов и изобразительных средств. Творчество значительной части художников, входящих в это движение, содержит в себе черты влияния экспрессионизма, непреодоленные пережитки эстетства и формалистических представлений. Важно, однако, что участников нового движения объединяет борьба за реалистический метод, социалистическая идейность и обращение к жизни трудового народа.

<<< Искусство Европейских Стран и Америки Середины 20 Века.

Реалистическая скульптура. >>>

История искусства >>>