Основные направления в искусстве
Разгром гитлеровской коалиции во второй мировой войне явился новым важнейшим рубежом в мировой истории. Были ликвидированы фашистские режимы и протектораты, насильственно установленные во многих государствах. Возник обширный социалистический лагерь, возглавляемый Советским Союзом. Выпадение новых звеньев из цепи капитализма в результате победоносного окончания второй мировой войны означало решительное ослабление общественно-политического престижа мирового империализма. Разгром фашизма сопровождался бурным подъемом национально-освободительного движения против колониализма, политического и экономического порабощения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Борьба народов за свободу привела их к победе во многих странах, к созданию ряда новых национальных государств, освободившихся от колониальной зависимости.Все эти события оказали исключительно большое влияние на общественную жизнь всех стран, способствовали решительному укреплению и усилению демократических организаций во главе с революционным пролетариатом. Одновременно с этим шел процесс дальнейшего обострения идеологической борьбы в области культуры и искусства. В художественной жизни с небывалой ранее активностью проявилась тенденция к определенной дифференциации главнейших художественных направлений не только по их эстетическим, но и по их общественно-идейным принципиальным установкам. Борьба между демократическим и в большей своей части реалистическим течением, с одной стороны, и буржуазно-реакционным и в большей своей части формалистическим течением — с другой, составляет основное противоречие, лежащее в основе развития современного зарубежного искусства. Борьба эта проходит в разных странах по-разному.
По внутренней обстановке и по общему характеру развития все страны могут быть разделены на три группы: страны социалистического лагеря, страны старого капиталистического Запада и страны подымающегося национально-освободительного движения на Востоке и в Латинской Америке. Однако при всем различии общественной и художественной обстановки, традиций и творческих особенностей в каждой отдельной стране или группе стран наблюдается четкое разграничение между реалистическим и формалистическим искусством. Этот рубеж лежит не только между искусством различных групп и направлений, но зачастую проходит внутри творчества отдельного мастера, определяя его внутренне противоречивый характер. Естественно, что наряду с произведениями ведущих, наиболее принципиальных представителей основных борющихся сторон постоянно появляется множество произведений колеблющихся художников, занимающих компромиссные, промежуточные позиции. Количественно они часто составляют большинство.
Главнейшие художественные направления формалистического толка пользуются широкой поддержкой буржуазной прессы, крупнейших фирм, торгующих произведениями искусства, и даже официальных учреждений ряда капиталистических государств. Особо активное поощрение сюрреализм, а затем абстракционизм получают в США. Сюда перебрались начиная с середины 1930-х годов многие представители этих направлений. Здесь их творчество и программа под влиянием американского образа жизни приобрели откровенно реакционный характер. В США основным центром, поддерживающим художников-формалистов, стал Государственный музей современного искусства в Нью-Йорке, а также ряд музеев, содержащихся на средства финансовых магнатов Уитни, Гарриманов, Рокфеллеров и других. Всячески поощряют формалистические течения такие государственные организации, как, например, Британский совет искусства, устроители выставок Венецианского биеннале и многие иные в различных капиталистических странах, включая руководство крупнейших художественных музеев.
Париж в 20 веке продолжает оставаться крупнейшим центром новейших художественных течений. Признание, полученное в парижской художественной среде, определяет положение художника на капиталистическом художественном рынке не только для тех, кто входит в модернистскую «Парижскую школу», но и для художников, живущих и работающих в других странах. Отсюда модные веяния расходятся во все концы мира. Однако к концу первой половины нашего века Париж постепенно начинает терять свое исключительное положение «законодателя мод» в искусстве. После конца второй мировой войны Соединенные Штаты Америки по своей нерастраченной экономической мощи встали во главе империалистического лагеря, что в значительной мере определило перемещение идеологического центра буржуазной культуры из Франции в США, в Нью-Йорк. Здесь модные течения находят широчайшую экономическую поддержку. Отсюда ведется активная пропаганда буржуазной эстетики, философии, искусства, распространяющаяся на все страны в виде потока печатных изданий, передвижных выставок, радио и телевизионных передач.
С другой стороны, последовательная и целеустремленная поддержка Советским государством социалистической идейности и реализма сделала Москву важнейшим и влиятельнейшим средоточием международного реалистического художественного движения. Это подтверждают выставки искусства зарубежных стран, которые систематически устраиваются в Москве. Такие выставки содействуют консолидации и укреплению мирового единства прогрессивного реалистического искусства.
В ряды реалистического художестренного движения в послевоенные годы наряду со старыми мастерами вошли многие представители более молодого поколения.